Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

У россиян резко вырос интерес к продукции под марками торговых сетей

Количество желающих сэкономить увеличилось в 1,5 раза
Аналитики «Сбера»: 37,5% россиян покупают товары под собственными марками сетей
В последнем квартале прошлого года число потребителей, выбирающих собственные марки розничных сетей, превысило, по подсчетам «Сбера», 37%. Этому способствовало не только желание покупателей сэкономить, но и усилия самих ретейлеров
X5 Group FIVE ₽1 742 -0,17% Купить
«Магнит» MGNT ₽5 200 +1,68% Купить
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

В четвертом квартале 2021 года количество потребителей, которые стали покупать больше продукции под собственными торговыми марками (СТМ) сетей, выросло год к году более чем в полтора раза: с 21,3 до 37,5%. Об этой стратегии в экономии на повседневных продуктах покупателей сообщают эксперты SberCIB в своем исследовании «Потребительский индекс Иванова» (есть в распоряжении РБК).

На конец года наиболее лояльными к СТМ, по информации аналитиков SberCIB, были покупатели «Пятерочки» — 74% из них выбирают продукцию в том числе под частной маркой сети. За ними следуют покупатели «Азбуки вкуса» (64%), «Ленты» (57%) и «Перекрестка» (57%).

Кто такие Ивановы

Иванов — это условный россиянин со средним уровнем дохода. Команда SberCIB Investment Research составляет «Потребительский индекс Иванова» с 2013 года. Исследование отражает картину экономических процессов в стране, в нем изучаются динамика доходов и расходов Ивановых, размер их сбережений, нюансы потребительского поведения, оцениваются восприятие экономической ситуации и уверенность в будущем.

Исследование проводится ежеквартально и строится на онлайн-опросах, телефонных и личных интервью. Выборка составляет 2,3 тыс. человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 крупных городах России.

Росстат назвал самые подорожавшие за год товары
Экономика
Фото:Сергей Ермохин / ТАСС

Что говорят ретейлеры

42% покупателей по-прежнему в покупках руководствуются стоимостью товара, а не силой бренда, следует из ответов респондентов «Потребительского индекса Иванова». Однако аналитики SberCIB объясняют более активные покупки продукции под СТМ магазинов не только экономией покупателей, но в том числе и активным продвижением сетей продукции под собственными брендами. С этим согласны и опрошенные РБК ретейлеры.

Доля продукции СТМ в розничном товарообороте «Пятерочки» в четвертом квартале выросла до 22,4 с 18,8% годом ранее, а за 12 месяцев 2021 года увеличилась до 20,8 с 17,4%. Доля собственных марок в товарообороте «Перекрестка» в октябре—декабре прошлого года достигла 16,1% (годом ранее — 13,2%), а по итогам 2021 года составила 15,2% (годом ранее — 12,4%).

Главными факторами, которые влияют на популярность СТМ среди покупателей, в X5 Group, владельце «Пятерочки» и «Перекрестке», называют повышение информированности о брендах и лояльности к ним со стороны посетителей магазинов, увеличение ассортимента такой продукции, ее качества и представленности на полках. «Мы также отмечаем, что спрос на СТМ не ограничивается только нижним и средним ценовыми сегментами: покупатели все больше осознают оптимальность выбора данной продукции с точки зрения соотношения цены и качества для каждого сегмента», — констатирует представитель X5 Group.

В «Магните» в прошлом году продажи СТМ выросли почти на 24%, а их доля в выручке составила 16% (ретейлер еще не раскрывал операционные результаты за весь 2021 год, за девять месяцев выручка составила 1,3 трлн руб.). Ассортимент продукции под собственными марками вырос на 750 позиций и составил около 4 тыс. товарных позиций. К 2025 году компания планирует довести долю СТМ в продажах до 25%.

В дискаунтерах «Да!», принадлежащих группе «О'кей», сегодня около половины ассортимента составляют товары под собственными торговыми марками, а в сети гипермаркетов «О'кей» — 7,8%. По итогам 2021 года объем продаж товаров СТМ в дискаунтерах «Да!» увеличился на 25,5% по сравнению с 2020 годом и на 60% по сравнению с 2019 годом. Высокие результаты прироста продаж собственных торговых марок ретейлер объясняет приростом сопоставимых продаж.

В компании ожидают дальнейшее увеличение спроса на товары СТМ на фоне падения реальных доходов россиян: «Из-за инфляции разрыв в ценах между брендами и частными торговыми марками увеличится, так что относительная ценовая привлекательность частной торговой марки повысится».

Силуанов заявил о пройденном пике инфляции
Финансы
Антон Силуанов 

Рост в категории СТМ отмечает и крупнейший российский продавец детских товаров «Детский мир», однако ретейлер не раскрывает чистые показатели. За весь 2021 год доля продаж собственных торговых марок «Детского мира» и его прямого импорта в России составила 46,2% от выручки, что на 1,7 п.п. больше, чем в 2020 году. Как объясняют в компании, рост вызван в первую очередь выросшей долей продаж категории «Одежда и обувь» (где СТМ и прямой импорт составляют 97%), а также ростом доли собственных марок в категориях «Товары для новорожденных» и «Крупногабаритные товары».

В «Азубке вкуса» основным драйвером продаж СТМ стали в основном готовая еда и кулинария. «Мы не связываем интерес к СТМ со стремлением экономить, — отмечает вице-президент по коммерческой деятельности ретейлера Екатерина Ломакова. — Товары под нашими торговыми марками никогда не находились в нише первой цены в категории, поэтому в данном случае наши тренды отличаются от рынка». В 2021 году доля СТМ в товарообороте «Азбуки вкуса» составила 16,2%, увеличившись за год на 1,1 п.п.

ФАС рассмотрит предложение ретейлеров ограничить наценки на продукты
Экономика
Фото:Андрей Любимов / РБК

Что говорит аудит розничной торговли

Аудит розничной торговли, который проводит исследовательская компания NilesenIQ, подтверждает: попытки покупателей оптимизировать бюджет и найти новые способы сокращения расходов привели к новой волне развития собственных торговых марок сетей, доля которых в российской рознице в целом достигла самых высоких за последние пять лет значений — 5,5% (по состоянию на сентябрь 2021 года).

Динамика продаж частных марок продолжает в разы опережать средние значения на рынке товаров повседневного спроса. В продовольственном сегменте за 12 месяцев (с октября 2020 года по сентябрь 2021 года) продажи СТМ в денежном выражении увеличились почти на 17%, тогда как просто всех товаров — почти на 6%, в непродовольственном сегменте это, соответственно, рост почти на 5% и снижение на 0,5%.

Наиболее заметными драйверами роста продаж частных марок стали пиво (его доля в категории в денежном выражении составляет 6,7%, а темпы роста — почти 40%), растительное масло (доля — 4,8%, рост продаж составил 48%) и фруктовые соки (доля — 4,5%, рост продаж — 32%).

Сколько россияне тратят на еду

В целом в октябре—декабре 2021 года россияне тратили почти 39% своего дохода на продукты питания, это немногим больше показателя третьего квартала (38,1%) и на 2,4 п.п. превышает показатель последнего квартала 2020 года. С одной стороны, небольшое увеличение расходов может объясняться тем, что домохозяйства старались сохранить свои расходы на стабильном уровне, а также социальными выплатами в третьем квартале 2021 года, указывают эксперты SberCIB.

Несмотря на рост инфляции, в конце года количество потребителей, использующих для экономии на повседневных продуктах акции сетей, снизилось в сравнении с предыдущим кварталом с 62 до 59% и осталось неизменным год к году. Как полагают аналитики, это связано со снижением чувствительности покупателей к ценам.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» Политика, 04:06
WP объяснила, как США хотят сковать Китай островами на случай войны Политика, 03:58
На протестах в Армении заметили военнослужащих Политика, 03:39
Полиция Бразилии проверила данные о бомбе в посольстве России Общество, 03:07
МИД Польши отказал президенту в праве обсуждать ядерное оружие Политика, 03:02
Пентагон заявил о планах убедить партнеров поделиться Patriot для Киева Политика, 02:42
В США впервые в 2024 году обанкротился банк Финансы, 02:39
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Военный сбил дрон ударом мешка Политика, 02:16
Politico узнала, какой дедлайн для Украины назвал Зеленский в США Политика, 02:09
Госсекретарь США завершил трехдневный визит в Китай Политика, 01:48
Минэк спрогнозировал укрепление доллара до ₽98 к декабрю Экономика, 01:27
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство беспилотников Политика, 01:17
Кровля обрушилась во время пожара в торговом комплексе в Невинномысске Общество, 00:44
Welt узнала, почему Киев не согласился на заключение мира в Стамбуле Политика, 00:41