Перейти к основному контенту

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Крупный бренд специй и гуакамоле прекратил продажи в России

Почему еще одна европейская компания пересмотрела стратегию на локальном рынке
Финская Paulig уводит с российского рынка свой бренд Santa Maria. Эта марка входит в десятку самых популярных в категории специй и приправ, но производитель решил сосредоточиться в России на своем кофейном бизнесе
Фото: Luis Cortes / Reuters
Фото: Luis Cortes / Reuters

Компания Paulig решила прекратить импорт в Россию специй, приправ и соусов под маркой Santa Maria. Соответствующее письмо партнерам этим летом разослала гендиректор российского офиса Paulig Ольга Свечникова. Тогда же компания сообщила на глобальном сайте о намерении прекратить поставки в России продукции Santa Maria. Факт прекращения поставок подтвердил источник РБК в одной из крупных торговых сетей.

До конца 2021 года продукция Santa Maria будет постепенно выведена из России, указано в письме. У ретейлеров продукция Santa Maria уже начала заканчиваться, убедился корреспондент РБК. В крупнейших торговых сетях и онлайн-магазинах, например, уже нет в продаже мексиканского соуса гуакамоле под этой маркой.

РБК направил запросы в X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Магнит», «Ленту», «О'Кей», «Ашан» и «Азбуку вкуса».

Причиной ухода бренда стало решение «сосредоточиться на развитии в России растущей кофейной категории», поскольку именно кофе является для Paulig драйвером роста, поясняет в письме Свечникова. По ее словам, Paulig в России стабильно увеличивает долю рынка в сегменте натурального кофе, при этом объем продаж растет быстрее, чем сама категория молотого и зернового кофе.

В дальнейшем Paulig намерена полностью сосредоточиться на развитии в России кофейного портфеля и стать «игроком номер один» на российском рынке натурального кофе, а продукцию под брендом Santa Maria продолжит продавать на других рынках.

В финской Paulig, а также в ее российском офисе на запрос РБК на момент публикации не ответили.

Чем известна Paulig

Компанию Paulig, которая специализируется на обжарке кофе, производстве специй и продуктов этнической кухни, в 1876 году основал немец Густав Паулиг, переехавший в Финляндию из Германии. Его фирма изначально занималась импортом и продажей в бакалейной лавке колониальных товаров: соли, кофе, специй, муки, портвейна, коньяка.

В 1904 году компания перешла от оптовой торговли к производству продуктов и открыла в Хельсинки первый в странах Северной Европы завод по обжарке кофе (до этого в продажу поступал только зеленый кофе, который обжаривали в домашних условиях). Сейчас компания ведет деятельность в странах Северной Европы, Балтии, Великобритании и России.

Аналитики изучили пристрастия россиян к чаю и кофе
Общество
Фото:Kevork Djansezian / Getty Images

Для Paulig Россия — рынок, который приносит ей 5,4% выручки, основные продажи — более 53% — приходятся на страны Северной Европы, следует из отчета компании за 2020 год. Вся прошлогодняя выручка Paulig достигла €919,5 млн (78,5 млрд руб. по средневзвешенному курсу ЦБ за 2020 год), прибыль — €66,7 млн (5,7 млрд руб.). Выручка ООО «Паулиг Рус» в 2020 году составила по РСБУ 4,5 млрд руб., чистый убыток — 2,5 млн руб.

Насколько популярен бренд Santa Maria

Под маркой Santa Maria в России, как указано на сайте бренда, продавались специи, приправы для барбекю, блюда техасско-мексиканской, а также азиатской и индийской кухни — всего в ассортименте было более сотни продуктов.

Бренд известен с 1946 года, когда в шведском городе Гетеборг была основана небольшая фирма по продаже специй. Сейчас эта марка принадлежит финской семейной компании Paulig. В 1990-е годы она стала одной из первых компаний, которая после распада СССР возобновила в странах Балтии торговые отношения со своими старыми партнерами и открыла торговые представительства в Петербурге и в Москве. Тогда же, в 1990-е годы, на российском рынке стала появляться и продукция под маркой Santa Maria.

Производитель приправ Vegeta может открыть производство в России
Общество

У российских потребителей специи Santa Maria входили в десятку наиболее популярных брендов, следует из данных исследовательской компании Euromonitor International. В категории «травы и специи» на долю Santa Maria приходилось в последние три года около 3,5% рынка, марка находится на восьмом месте по популярности у россиян. Лидером рынка последние три года, по данным Euromonitor International, был бренд «Приправыч» с долей 15,1%, на втором месте — Kotányi с 13,3%, в пятерку самых популярных также входили бренды Kamis (12,8%), Indana и Maggi (по 5,3%). В более широкой категории ингредиентов для готовки, в которую входят в том числе травы и специи, Santa Maria занимала 11-е место по популярности с долей 2,4% (лидер в этой категории — Maggi, в топ-5 также входят «Приправыч», Kotányi, Kamis и Knorr).

Что происходит с рынком специй в России

Рынок ингредиентов для приготовления блюд и специй в России растет с 2019 года, следует из данных Euromonitor International. По прогнозу его аналитиков, в 2021 году объем этого рынка достигнет 49,4 млрд руб. в денежном выражении или 59,5 тыс. т в натуральном, из них на травы и специи придется 29,2 млрд руб. и 24,5 тыс. т.

Другую картину дает исследовательская компания NielsenIQ: по данным ее аудита розничной торговли, продажи специй в России за год с октября 2020-го по сентябрь 2021 года сократились на 0,6% в денежном выражении и на 8,1% в натуральном. Продажи соусов за этот период выросли на 7,6% в денежном выражении, снизившись на 3,4% в натуральном.

Такое снижение продаж связано с рекордно высокой базой предыдущего годового периода, когда покупатели на фоне роста домашнего потребления и готовки масштабно закупались и соусами, и специями, поясняет представитель NielsenIQ. По его словам, из-за этого эффекта отрицательные темпы роста наблюдаются во многих индустриях рынка товаров повседневного спроса, но рынок «постепенно восстанавливается».

Владелец «Кириешек» купит бренды майонеза Calve и кетчупа «Балтимор»
Бизнес
Фото:Владимир Федоренко / РИА Новости

Как зарубежные компании сокращают присутствие в России

В октябре этого года стало известно, что британско-голландский концерн Unilever решил продать свой российский бизнес по производству майонеза и соусов, чтобы сфокусироваться на производстве мороженого и сухих приправ. Принадлежавший концерну завод в Тульской области, бренд «Балтимор» и права на марку Calve в России и странах СНГ купила группа KDV, производитель снеков и кондитерских изделий. Сумма сделки не раскрывалась. Она, по данным компании «INFOLine-Аналитика», могла составить $80 млн, но источник РБК на продовольственном рынке оценивал, что за производство в Туле и бренды KDV заплатит $45 млн.

В 2021 году из России ушла финская Atria: компания продала за 2,8 млрд руб. свое колбасной производство «Пит продукт» группе «Черкизово». У компании начались сложности на российском рынке после того, как на фоне девальвации рубля и роста цен из-за введенных 2014 году странами ЕС и США антироссийских санкций и ответного российского продэмбарго спрос российских потребителей сместился в сторону более бюджетных продуктов, и продажи Atria упали.

В этом году с российского рынка после 29 лет работы ушел производитель йогуртов Fruttis и «Нежный» — голландская FrieslandCampina. Ее активы в России решила приобрести немецкая Ehrmann. Сумма сделки не разглашалась. По оценкам аналитической компании «НЭО Центр», российский бизнес FrieslandCampina мог обойтись покупателю примерно в 6,5 млрд руб.

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 7 мая
EUR ЦБ: 98,47 (-0,09)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Курс доллара на 7 мая
USD ЦБ: 91,31 (-0,38)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Кара-Мурза получил Пулитцеровскую премию за колонки из заключения Политика, 07:02
Минфин запланировал оптимизацию правил расходования бюджета Экономика, 07:00
Суд во Владивостоке арестовал американского солдата по делу о краже Общество, 06:54
Мадуро заявил о поддержке Путина в Венесуэле Политика, 06:38
В Рязанской области загорелось здание на территории усадьбы Общество, 06:35
Экс-владелец ЧЭМК обжаловал решение суда о взыскании 105 млрд руб. Бизнес, 06:02
Маск предположил, через сколько лет человечество колонизирует галактику Общество, 05:43
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Верховный суд назначил дату рассмотрения жалобы на срок Кагарлицкому Политика, 05:31
Россияне рассказали, как часто засыпают на рабочем месте от усталости Общество, 05:26
В МИДе заявили, что задержание военного США не связано со шпионажем Общество, 05:25
Вильфанд предупредил о дожде и мокром снеге в Москве Город, 05:04
Число погибших из-за пожара в Иркутской области увеличилось до двух Общество, 05:00
Первый полет корабля Boeing на МКС с астронавтами отменили Технологии и медиа, 04:58
Швейцарский производитель мультитул решил сделать нож без лезвия Бизнес, 04:22