Сечин предложил построить металлургический комплекс на Дальнем Востоке
«Роснефть» предлагает построить металлопроизводящий и металлообрабатывающий комплекс для нужд судоверфи «Звезда». Об этом сообщил глава компании Игорь Сечин на совещании по судостроению, которое в четверг, 1 сентября, провел президент Владимир Путин на площадке «Звезды», передает «Интерфакс».
Вопрос о поставках металлопроката для «Звезды» поднял сам президент. По его словам, судоверфь будет перерабатывать около 330 тыс. т металла в год. «Очень важно, чтобы такой большой спрос покрывался прежде всего российскими металлургами», — сказал Путин (цитата по сайту Кремля). При этом президент отметил, что такие поставки «должны быть экономически целесообразными».
Решением может стать создание нового металлургического завода рядом со «Звездой», сообщил на совещании Сечин. По его словам, предложение согласовано с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Установка меткомбината рядом с судоверфью позволит «не связываться с длительной логистикой», подтвердил сам вице-премьер.
Под проект уже отобран участок на расстоянии «порядка 100 км» от судоверфи, рассказал глава «Роснефти». Для оформления этого участка площадью около 400 га «необходима небольшая помощь», отметил он.
Собственный металлопрокат сделает продукцию «Звезды» более конкурентоспособной, заверил глава «Роснефти». Судоверфь будет получать стальной лист необходимого размера, а не заниматься сваркой малоразмерных листов, что, по словам Сечина, приводит к удорожанию продукции до 10%.
На запуск подобного проекта может уйти порядка двух лет, считает эксперт KPMG Дмитрий Смолин. По его словам, в среднем инвестиции в строительство сталепрокатных мощностей составляют около $600–800 на тонну. Исходя из такой оценки, строительство нового сталепрокатного комплекса может обойтись минимум в $200 млн.
Проект обойдется на порядок дороже, уверены два металлурга. Строить только сталепрокатный комплекс невыгодно, считают собеседники РБК: стоимость сляба (металлургический полуфабрикат) сопоставима с конечной продукцией, а затраты на перевозку будут выше — на изготовление тонны прокатного листа расходуется до полутора тонн сляба. Поэтому необходимо предусмотреть и сталеплавильное производство, сходятся во мнении металлурги. Совокупные инвестиции в такой проект могут составить $1,5–2 млрд, считают собеседники РБК, но при потребности в 330 тыс. т этот проект не окупится.
В России достаточно мощностей по производству судовой стали, чтобы покрыть потребности «Звезды» в 330 тыс. т, считает Смолин и подтверждают два металлурга. Такие производства есть у «Северстали», ММК и других игроков (суммарный объем мощностей — около 3 млн т в год), перечисляет Смолин. Схожая по параметрам сталь (толстый широкий лист) используется в производстве сварных труб большого диаметра, отмечает эксперт. Спрос на трубы со стороны «Газпрома» и «Транснефти» сокращается вслед за переносом сроков по «Южному потоку» и «Силе Сибири», продолжает Смолин, высвобождающиеся мощности можно использовать для нужд «Звезды».
Представители «Северстали» и ММК отказались от комментариев. Пресс-служба «Роснефти» на момент публикации не ответила на запрос РБК о комментариях.
Судостроительный комплекс «Звезда» (25% акций у Объединенной судостроительной корпорации, 75% — у консорциума «Роснефти» и Газпромбанка) модернизируется на базе судоверфи «Звезда» в Приморье. Предполагается, что там будут строиться суда и другое оборудование для обслуживания шельфовых проектов. Стоимость проекта составляет около 146 млрд руб.