Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Стиль как способ самовыражения: бизнесмены о работе и лайфстайле РБК Стиль и Henderson, 23:20
Польский оператор сообщил о риске «тяжелой зимы» из-за дефицита газа Экономика, 23:04
Эксперты не увидели влияния на Россию санкций, объявленных Белоруссией Экономика, 23:00
Насколько вредны для экологии кулеры, стаканчики и кофейные капсулы РБК и BWS, 22:56
Какие республики были лидерами в СССР по размеру экономики. Инфографика Экономика, 22:45
«Роскосмос» отправит в космос женщину-космонавта на Crew Dragon Технологии и медиа, 22:43
«Зенит» вырвал ничью у «Челси» в Лиге чемпионов Спорт, 22:40
Вирусолог РАН Чумаков рассказал об эволюции коронавируса Общество, 22:31
Гастрономическая «Калитка» в Карелии: от лохикейто до рыбы-воробья Совместный проект, 22:30
Краснов предложил ограничить замену срока на штраф для коррупционеров Общество, 22:28
Зеленский заявил о решении Лондона выделить £1 млрд для поддержки Украины Политика, 22:19
Коктейли и блюда из кофе: в каком тренинг-центре учат редким рецептам РБК и Lavazza, 22:03
«Торпедо» прервало пятиматчевую победную серию ЦСКА в КХЛ Спорт, 21:59
В Pfizer назвали число доз вакцины для нейтрализации «омикрона» Общество, 21:50
Бизнес ,  

Российские железнодорожные операторы увеличили дивиденды в пять раз

Крупнейшие железнодорожные операторы России увеличили дивиденды в 2016 году в пять раз, до 28,4 млрд руб. Больше всех получил бизнесмен Геннадий Тимченко — 6 млрд руб. от «Трансойла»
Фото: Максим Кимерлинг / «Коммерсантъ»
Фото: Максим Кимерлинг / «Коммерсантъ»

Семь из десяти крупнейших российских железнодорожных операторов (по версии «INFOLine-Аналитики​») выплатили по итогам 2016 года дивиденды, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В 2015 году это сделали только три компании.

Самые крупные дивиденды по итогам 2016 года выплатил «Трансойл», который специализируется на перевозке нефтеналивных грузов, — 7,44 млрд руб., или 66% чистой прибыли. По итогам 2015 года компания вообще не выплачивала дивиденды. Крупнейшим​ акционером «Трансойла» является миллиардер Геннадий Тимченко, ему принадлежит 80%. Соответственно, на него пришлось 5,95 млрд руб. Представитель Тимченко пока не ответил на запрос РБК.

Второе место по дивидендам занимает группа Globaltrans, которая владеет универсальным подвижным составом, — это единственная публичная компания в топ-10 железнодорожных операторов. Акционеры Globaltrans в 2016 году получили 7 млрд руб. — в три с лишним раза больше, чем годом ранее (2,22 млрд руб.). Дивиденды Globaltrans составляют 115% от чистой прибыли компании. В начале 2017 года компания изменила дивидендную политику. Если ранее на ежегодные выплаты акционерам направлялось не менее 30% чистой прибыли, то теперь до 50% свободного денежного потока.

Замыкает тройку лидеров Федеральная грузовая компания (ФГК), «дочка» РЖД, которая в 2016 году направила на дивиденды 5,47 млрд руб., или 95% от чистой прибыли. ФГК также владеет универсальным подвижным составом, но основу парка составляют полувагоны. В 2015 году компания получила 8,6 млрд руб. убытка и не выплачивала дивиденды.

«2015 год был самым плохим с точки зрения уровня доходов у операторов, работающих с универсальным парком, так как в сегменте полувагонов (самый массовый подвижной состав) наблюдались исторические минимумы по доходности и арендным ставкам, многие операторы несли убытки и вынуждены были привлекать средства через инструментарий возвратного лизинга. Поэтому речь о дивидендах в большинстве компаний даже не шла», — поясняет гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, в 2016 году ситуация существенно улучшилась. В частности, ставки аренды полувагонов по договорам, заключаемым к лету 2017 года, выросли более чем в три раза по сравнению с весной 2015 года и превышают 1300 руб. в сутки (без НДС). «Так что рост дивидендов отражает позитивные изменения на рынке», — заключает Бурмистров.

По прогнозам Бурмистрова, финансовые результаты практически у всех крупных операторов в 2017 году будут лучше, чем в 2016 году, и это должно привести к дальнейшему росту дивидендов. С ним соглашается аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин, который напоминает, что ставки на полувагоны продолжают оставаться на высоком уровне, а погрузка растет. В 2016 году погрузка на сети российских железных дорог выросла на 0,6%, до 1,22 млрд т, согласно данным РЖД. А в первом полугодии 2017 года перевозки выросли на 3,6%, до 620,7 млн т. При этом основной рост приходится на перевозки каменного угля (9,4%) в полувагонах.

Растет в этом году и объем перевозки нефтеналивных грузов, который сокращался последние два года: по итогам первого полугодия 2017 года он составил 117,8 млн т, увеличившись на 1,1%. Для того чтобы сохранить этот вид грузов РЖД начала давать клиентам скидки. В частности, в этом году монополия ввела 25-процентную скидку к базовому тарифу на перевозки нефтепродуктов с Саратовского НПЗ, 50-процентную скидку на перевозку нефти в Китай и т.д.

Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"