Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

«Поставить на крыло»: как немец собирается спасать Malaysia Airlines

Нанятый для реструктуризации Malaysia Airlines немец Кристоф Мюллер заявил о техническом банкротстве компании. Впрочем, ему уже удавалось «ставить на крыло» авиакомпании на грани коллапса
Самолет авиакомпании Malaysia Airlines
Самолет авиакомпании Malaysia Airlines (Фото: Global Look Press)

​«Мы стали техническим банкротом… Причем падение операционных показателей началось задолго до трагических событий 2014 года», — заявил новый исполнительный директор Malaysia Airlines Кристоф Мюллер в ходе своей первой пресс-конференции 1 июня.

Малайзийский авиаперевозчик стал печально известен на весь мир после того, как в марте прошлого года его рейс MH370 пропал над Индийским океаном (на борту находились 239 человек), а затем в июле рейс Malaysia Airlines из Амстердама в Куала-Лумпур был сбит в небе над Донецком (погибли 298 человек).

Чтобы вывести Malaysia Airlines из состояния технического банкротства и недоверия со стороны пассажиров, Мюллер планирует провести полный ребрендинг компании. Но это планы на будущее, пока же авиаперезвочик расстается с 6 тыс. сотрудников (их останется 14 тыс.) и несколькими дальнемагистральными самолетами. Авиакомпания планирует продать два из шести своих Airbus A380 и пересмотреть флот из 13 лайнеров Boeing 777-200ER.

Национальный неудачник

Проблемы Malaysia Airlines в действительности начались не в прошлом году. С 2007 по 2010 год Malaysia Airlines была прибыльной, однако в 2011-м зафиксировала убыток и в качестве антикризисной меры начала сокращать количество рейсов. Авиаперевозчик не справлялся с растущей конкуренцией со стороны бюджетных авиакомпаний. Еще десять лет назад они просто не существовали в Азии, а сегодня на​ них приходится около 50% пассажирского трафика в регионе. Главный из конкурентов Malaysia Airlines — также малазийская AirAsia, сегодня она является крупнейшим лоукостером в Азии.

В своем последнем финансовом отчете (опубликованном перед делистингом) по итогам третьего квартала 2014 года Malaysia Airlines отразила убыток в размере 576 млн ринггитов ($157 млн) — самый большой квартальный «минус» с 2011 года. А по итогам девяти месяцев 2014 года убыток авиакомпании достиг $355 млн.

Во многом экономической несостоятельности Malaysia Airlines способствовал статус национального перевозчика, который обязывал ее выполнять рейсы по неприбыльным маршрутам, содержать больше персонала чем нужно из-за лобби профсоюзов. Все это, по оценке аналитиков, опрошенных Reuters, привело к тому, что базовые издержки Malaysia Airlines были завышены по сравнению с конкурентами на 20%.​

Управляющий авиакомпанией суверенный фонд Малайзии Khazanah Nasional провел делистинг акций 15 декабря 2014 года и объявил о готовности потратить на реструктуризацию авиаперевозчика 6 млрд ринггитов ($1,63 млрд). Согласно этому плану вновь прибыльной Malaysia Airlines должна будет стать до конца 2017 года.

Кризис-менеджер из Европы

Поручить непростую задачу малайзийские власти решили немцу Кристофу Мюллеру: он стал первым иностранцем, возглавившим Malaysia Airlines. Опыт возрождения авиакомпании на грани банкротства у 52-летнего Мюллера есть.

В 2009 году он возглавил ирландскую Aer Lingus, которая испытывала довольно схожие с малайзийской авиакомпанией трудности. Перевозчик не справлялся с конкуренцией со стороны крупнейшего регионального лоукостера Ryanair. Ситуация для Aer Lingus ухудшалась с падением спроса на дальнемагистральные авиаперевозки и рецессией ирландской экономики после мирового финансового кризиса.

В 2009 году, когда Мюллер пришел в авиакомпанию, ее операционный убыток составил €81 млн. Ему не только удалось вернуть Aer Lingus к прибыли: по итогам 2014 года она выросла до €72 млн (на 17,8% больше, чем в 2013 году), но и отбиться от попыток поглощения со стороны Ryanair. Сейчас последнему принадлежит около 30% акций Aer Lingus, еще 25% остается у министерства финансов Ирландии.

Reuters называет Мюллера одним из вдохновителей модернизации немецкой Lufthansa в 1990-х годах, когда она оказалась на грани банкротства. Мюллер с 1994 по 1996 год занимал пост вице-президента Lufthansa по контролю, а с 1996 по 1999 год возглавлял направление по корпоративному планированию (также в ранге вице-президента).

Однако между этими удачными кейсами антикризисного менеджмента в карьере Мюллера был не столь успешный эпизод с брюссельской государственной авиакомпанией Sabena SA, которую он возглавлял с 1999 по 2001 год. Сокращение расходов так же, как и в случае с Malaysia Airlines, начались с персонала, однако новость об увольнении 400–500 сотрудников вызвала бескомпромиссные забастовки. Компания продолжала терять деньги и в 2001 году обанкротилась. Впоследствии ее частично восстановили под новым названием Brussels Airlines.

Реорганизацию Malaysia Airlines аналитики называют самой непростой задачей в истории современной авиации. Однако Мюллер полагает, что с ней справится. В интервью Reuters он заявил, что нанят управлять «совершенно новой компанией на абсолютно коммерческих условиях» и вероятность ошибки при таком раскладе весьма мала. Все активы и обязательства Malaysia Airlines будут переведены в другую компанию — Malaysia Airlines BHd, работать она начнет в сентябре этого года.

При этом Мюллер настаивает, что авиакомпания останется «полноценным международным перевозчиком, соединяющим континенты». Несмотря на то что от некоторых международных маршрутов ей придется отказаться, она не собирается превращаться в региональную.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 05 дек, 23:51
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 05 дек, 23:51
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 05 дек, 23:24
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
The Atlantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 05 дек, 23:21
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 05 дек, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 05 дек, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 05 дек, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 05 дек, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 05 дек, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 05 дек, 22:46