Перейти к основному контенту
База знаний ,  
4 212 

Контрагент: кто это, виды, как проверить и правила работы

Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Содержание:

Кто такой контрагент

Контрагент — это любая сторона или лицо в коммерческой или юридической деятельности. Иными словами, это человек или компания, с которой вы заключаете какой-либо договор. В юридической практике этим термином называют участников договора: это может быть клиент, поставщик, партнер или любая другая сторона сделки.

Например, когда вы покупаете стройматериалы в магазине, то вашим контрагентом является юридическое лицо, на которое зарегистрирован магазин. Когда вы покупаете одежду на маркетплейсе, вашим контрагентом выступает индивидуальный предприниматель, ранее заказавший партию товара в другой стране и теперь реализующий ее через маркетплейс.

Если этот термин рассматривать в юридическом смысле, то контрагентом может выступать человек или организация, которые участвуют в споре или судебном разбирательстве.

Зачем проверять контрагента

Если вы собираетесь заключать договор с какой-либо компанией или индивидуальным предпринимателем на крупную сумму, то почитать на них отзывы в интернете бывает недостаточно для того, чтобы убедиться в отсутствии рисков. В таком случае стоит обратиться к процедуре проверки контрагента.

  • Проверка поможет вам убедиться в надежности контрагента: вы узнаете, является ли он добросовестным финансовым партнером или есть вероятность, что вас не устроит качество его услуг.
  • Вы сможете выяснить, не является ли ваш контрагент мошенником, что убережет вас от подписания договора с недобросовестной компанией.
  • Проверка поможет оценить финансовую устойчивость контрагента: нет ли за ним огромных долгов и не возбуждены ли против него дела о взыскании денег.
  • Можно узнать, соблюдает ли контрагент все необходимые юридические требования, что позволит вам избежать проблем с законом после заключения договора.
  • Вы снизите репутационные риски, если будете работать с проверенными контрагентами.

Кто не является контрагентом

Контрагентом не является тот, кто не участвует в гражданско-правовых отношениях, а основа для возникновения таких отношений ― это договор, подписанный двумя сторонами. Если у вас нет договора с кем-либо, то этот человек не является вашим контрагентом.

Фото: Сергей Булкин / Global Look Press

Например, если вы покупаете квартиру, то вашим контрагентом является продавец жилья. А налоговая инспекция, которая следит за законностью этой покупки, не является вашим контрагентом. Предприниматель, купивший товар у одной компании и продавший его другой, является контрагентом обеих компаний, но при этом обе компании не являются контрагентами по отношению друг к другу.

Виды контрагентов

Если простыми словами, то контрагенты — это участвующие в каком-либо договоре или сделке. Их можно разделить на несколько видов по тому, какой из сторон сделки они выступают. А также по юридическому статусу, по формам сотрудничества, по отраслям или региональному признаку.

Классификация контрагентов по типам

Классифицировать контрагентов можно:

  • по юридическому статусу: юридические или физические лица;
  • по типу сделки: покупатели, поставщики или подрядчики;
  • по формам сотрудничества: партнеры, агенты, клиенты;
  • по географическому положению: местные и иностранные контрагенты;
  • по отраслям: контрагенты в производстве, в сфере услуг или торговли;
  • по типу собственности: государственные или частные;
  • по финансовой устойчивости: надежные и ненадежные контрагенты.

Как проверить контрагента

Порядок и правила проверки контрагентов могут быть следующими.

Изучите информацию в открытых источниках. На сайте ФНС вы можете ввести ИНН и КПП организации, чтобы узнать, когда она была зарегистрирована, чем занимается и нет ли у нее задолженности по налогам. Аналогичную информацию вы сможете отыскать на сайте ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Основные сведения о зарегистрированных юридических лицах также представлены в бесплатном сервисе «РБК Компании».

Найдите отзывы о работе компании. Например, вы можете почитать комментарии на «Яндекс.Картах» или сайте «Отзовик». Если эта компания работает на маркетплейсах, то под каждым из ее товаров можно найти отзывы покупателей. Полностью полагаться на этот инструмент не стоит, так как всегда есть риск, что отзывы могут быть написаны в интересах компании.

Внимательно изучите сайт компании. Проверьте, есть ли там учредительные документы и другая информация об организации. Изучите контактные данные, попробуйте связаться по ним с представителем компании, чтобы убедиться в их корректности. Обязательно изучите текст договора, который вы собираетесь заключать с компанией, убедитесь, что в нем нет условий, которые бы освобождали вашего контрагента от любой ответственности.

Если вам необходима полная информация о компании, включая руководителей, финансовую отчетность и судебные дела, то вы можете обратиться в платные системы поиска информации, например СПАРК или «Контур.Фокус».

Фото: Global Look Press

Необходимые документы и информация для проверки

Чтобы собрать полное досье на контрагента, вам понадобится:

  • полное наименование организации;
  • юридический адрес;
  • ИНН/КПП;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • ОКПО;
  • банковские реквизиты: БИК, номер расчетного счета, наименование банка;
  • сведения о руководителе;
  • виды деятельности (ОКВЭД);
  • устав организации;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с информацией об учредителях, уставном капитале, адресах, видах деятельности, руководителе;
  • информация о судебных делах;
  • информация о налоговых проверках;
  • отзывы и рекомендации от других компаний, которые работали с контрагентом.

Проверяйте информацию по разным источникам. Обращайте внимание на несоответствия в документах, отсутствие важной информации, сомнительные финансовые показатели.

Как использовать данные из ЕГРЮЛ

С помощью данных из ЕГРЮЛ вы можете проверить, насколько достоверную информацию о себе представил вам контрагент. Сравните данные из выписки с теми, что предоставила вам компания. Если там есть несоответствия, это повод задуматься.

Оцените уставный капитал организации. Если он минимальный, то это повод присмотреться к компании внимательнее. Важно также обратить внимание на дату регистрации. Если компания зарегистрирована недавно, то ее финансовые ресурсы могут быть ограничены.

Информация о задолженности перед бюджетом ― это «красный флаг», с такой организацией лучше не работать. Проверьте учредителя организации, какие компании на него еще зарегистрированы, нет ли у них проблем с законом и задолженностями.

Как избежать рисков при работе с контрагентами

Фото: Андрей Любимов / РБК

  1. Перед заключением договора проведите проверку финансового состояния контрагента и найдите всю возможную информацию в открытых источниках.
  2. Заключайте договор только после тщательной его проверки с участием юриста.
  3. Не забудьте прописать в договоре механизмы, как вы будете решать вопросы, если у вас возникнет недопонимание.
  4. Контролируйте каждый из этапов выполнения договора контрагентом.
  5. Не выдавайте неоправданно большие кредиты контрагентам.
  6. Застрахуйте вашу сделку, что может помочь вам минимизировать финансовые риски.
  7. Сохраняйте все документы. Они могут пригодиться в случае возникновения споров или судебного разбирательства.

Сколько статусов контрагентов существует в Едином государственном реестре юридических лиц

В ЕГРЮЛ есть пять статусов контрагентов.

1. Действующий — юрлица, которые продолжают свою деятельность.

2. Ликвидирован — юрлица, которые были закрыты в установленном порядке.

3. Приостановление деятельности — юрлица, деятельность которых временно приостановлена.

4. Банкрот — юрлица, признанные банкротами.

5. В процессе реорганизации — компании, которые находятся в процессе преобразования.

Основные аспекты и принципы работы с контрагентами

Проверьте все данные, которые вы смогли собрать о контрагенте. Используйте для этого открытые источники и специализированные сервисы. Оформите договор с контрагентом, в котором будут прописаны все нюансы вашего сотрудничества. Перед его подписанием удостоверьтесь, что человек, подписывающий с вами договор, является представителем компании, с которой вы собираетесь сотрудничать.

В договоре определите все важные для совместной работы моменты: сроки доставки и оплаты, качество продукции или услуг. Во время действия договора отслеживайте работу контрагента и составляйте дополнительные документы: акты о выполнении работ, счета-фактуры.

Поддерживайте регулярную связь с контрагентом, уточняйте информацию, решайте возникающие проблемы и своевременно информируйте о них контрагента. При возникновении конфликтов используйте механизмы регулирования, предусмотренные в договоре, или обращайтесь в суд.

СберПро Транспорт

Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру

СберПро ВЭД

Близкий импорт. Как развивается торговля со странами Азии и Ближнего Востока

СберПро Финансы

Субсидии для инноваций. Какие меры поддержки бизнеса будут доступны в 2025 году

СберПро Интересное

Востребованные ниши для импортозамещения

СберПро Торговля

Барометр отрасли. Ритейл: одежда, электроника и товары для дома

СберПро Торговля

Купи сейчас, плати потом. Как развивается рынок BNPL и с какими вызовами может столкнуться

СберПро Главная

Как подготовить производство к роботизации и получить нужный эффект

СберПро Главная

Как развивалась квантовая индустрия в 2024 году

СберПро Интересное

Зумеры вышли на работу. Что нужно знать бизнесу о найме нового поколения

СберПро Интересное

Что такое нейросеть и как работает эта технология

Авторы
Теги
Лента новостей
Роналдо продал испанский «Вальядолид» за €50 млн Спорт, 21:12
«УП» узнала о визите Портнова на Украину за несколько дней до убийства Политика, 21:08
Росприроднадзор подаст в суд на владельцев затонувших под Анапой танкеров Бизнес, 20:59
Особенности национальной еды: как возникло разнообразие российской кухни РБК и Перекёсток, 20:52
На Московской неделе предпринимательства расскажут, как открыть свое дело Отрасли, 20:46
В РКК «Энергия» сменился гендиректор спустя чуть более месяца Технологии и медиа, 20:44
Вице-адмирал заявил о возможности армии США уничтожать цели за минуты Политика, 20:44
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Bloomberg узнал об антимонопольной проверке Visa и Mastercard в Европе Финансы, 20:31
Посольство сообщило об обстреле российского научного судна у Мозамбика Политика, 20:17
Третья ракетка России вышла в финал крупного турнира WTA во Франции Спорт, 20:14
На вокзале Гамбурга 12 человек пострадали после нападения с ножом Общество, 20:07
Альфа-банк разыграет приглашения на бизнес-завтрак с топ-менеджерами Отрасли, 19:56
Чем современные детские сады отличаются от своих предшественников РБК и ПИК, 19:55
Москалькова рассказала о гражданских, которых вернули по обмену с Киевом Политика, 19:51