Перейти к основному контенту
База знаний⁠,
0

Сетевой маркетинг: что это такое простыми словами, примеры, как работает

Фото: Ingram Images / Global Look Press
Фото: Ingram Images / Global Look Press

Содержание:

Что такое сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг — это прямое распространение продукции от производителя к потребителю. В такой бизнес-схеме отсутствуют посредники в виде розничных магазинов, а любой покупатель может стать продавцом. Бренд привлекает к сбыту дистрибьюторов, а те реализуют товар «из рук в руки» — родственникам, знакомым, коллегам, подписчикам — и рекрутируют новых сетевиков.

Принципы сетевого маркетинга

В классической бизнес-схеме предприниматели ищут рынок сбыта, готовят физические точки продаж, подбирают каналы коммуникации с потенциальными покупателями, запускают рекламу и ожидают обратную связь.

Принципом сетевого маркетинга является продвижение товаров за счет продавцов. Они рекламируют продукцию своему окружению, отношение с которым изначально строится на доверии. В этом случае производитель не должен ждать, когда его товар заинтересует покупателя. Функция «рекламного отдела» полностью возложена на дистрибьюторов, а их заработок напрямую зависит от объема продаж.

Продавцы также привлекают к сотрудничеству покупателей и создают ячейку, от продаж которой получают процент и увеличивают свой доход. Новые сотрудники могут организовать собственную команду. Эта схема работает до бесконечности, а производитель без больших усилий расширяет клиентскую базу.

История сетевого маркетинга

Первые компании, которые практиковали продажи своей продукции вразнос, появились в США во второй половине XIX — начале XX века. Однако идею сетевого маркетинга связывают с именем американского химика Карла Франклина Ренборга (1887–1973). В 1915 году его пригласили на работу в подразделение нефтяной компании Standard Oil в Китае. Там он обратил внимание на зависимость здоровья городских и сельских жителей от рациона питания. В частности, сельские жители, по его наблюдениям, меньше страдали от цинги и бери-бери, потому что в их повседневном рационе было больше свежих овощей и фруктов.

Карл Франклин Ренборг
Карл Франклин Ренборг

Ренборг стал искать способы улучшить рацион за счет фитодобавок на основе китайской традиционной медицины и собственных исследований. В 1927 году во время всеобщего дефицита, блокады и боевых действий в Шанхае, где проживал химик, он начал добавлять к скудному рациону травы, костную муку, известняк и порошок из ржавых гвоздей, чтобы восполнить острую нехватку железа, кальция и других нутриентов.

В 1927 году химик вернулся в США, арендовал чердак и превратил его в лабораторию для создания так называемых биологически активных добавок (БАД). Новую продукцию химик раздавал своим знакомым, но она не произвела на них впечатления. Ренборг пришел к выводу, что причина неудачи заключается в особенностях психологии — человек не ценит то, что получает бесплатно.

Тогда он стал продавать БАДы, предложил знакомым распространять информацию о товаре за комиссионные и сделал ставку на сарафанное радио. Такую методику назвали «маркетингом по рекомендации».

В 1934 году Ренборг основал компанию California Vitamin Corporation, позднее переименованную в Nutrilite Products. К 1958 году ее годовой оборот достиг $23,4 млн при отсутствии вложений в прямую рекламу товаров. В 1959 году дистрибьюторы Nutrilite основали Amway, которая в 1972 году приобрела компанию Ренборга и получила права на продвижение ее товаров.

В России сетевики появились в 1990-е годы. Например, продавцы пылесосов, фильтров для воды и косметики приходили прямо в квартиры потенциальных клиентов, чтобы продемонстрировать свои товары. Позднее сетевой маркетинг стал активно использовать социальные сети.

Сейчас в мире насчитывается свыше 100 подобных проектов. В основном они занимаются продажей косметики, бытовой химии и техники, БАДов, одежды и спортивного питания.

Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж (WFDSA) оценила объем мирового рынка сетевого маркетинга по итогам 2022 года в $172,9 млрд. Его большая часть приходится на США (23,4%), Республику Корея (10,7%), Германию (10,4%), КНР (9,1%), Японию (6,7%), Малайзию (4,9%) и Бразилию (4,2%). В этой отрасли заняты 114,9 млн человек по всему миру. По данным WFDSA на 2022 год, около трети (30%) реализуемой продукции приходилось на товары для здоровья, 23% — на косметику, 15% — на бытовую технику и предметы домашнего обихода.

Что такое МЛМ

МЛМ (MLM, расшифровка — multi-level marketing, в переводе с английского — многоуровневый маркетинг) — это многоуровневая система сетевого маркетинга.

Она строится по принципу пирамиды: продавец привлекает к распространению товаров своих покупателей, набирает из них команду и получает процент с продаж каждого агента. Новые дистрибьюторы задействуют для сбыта личные связи и также «вербуют» знакомых.

Результатом этой деятельности становится бесконечное расширение клиентской базы поставщика. С учетом того, что современный спрос зачастую формируется на основе рекомендаций, личный контакт с потенциальным покупателем является более эффективной стратегией, чем традиционная реклама в медиа или баннеры на улицах.

Во многих странах МЛМ признан законным видом бизнеса, но в некоторых действуют ограничения. Например, в Китае сетевая компания обязана получить лицензию, чтобы вести деятельность. При этом ей запрещено продавать ряд товаров, таких как лекарства, гигиенические средства и препараты для похудения.

Элементы сетевого маркетинга перенял классический бизнес для повышения уровня продаж и узнаваемости, а также расширения клиентской базы. Ему МЛМ помогает заработать с помощью партнерских и бонусных программ, кешбэка, промокодов и краудфандинга по рекомендации.

Отличие МЛМ от других видов бизнеса

Фото: VH-studio / Shutterstock

Помимо отсутствия затрат на рекламу и рекрутинг для агентов МЛМ-бизнеса нет ограничений по возрасту, образованию, гендеру и социальному статусу. Верхняя планка дохода также не регламентирована — прибыль каждого продавца прямо пропорциональна его усилиям.

Такой вид трудоустройства предусматривает оформление ИП или статуса самозанятого, в отдельных случаях — агентского договора. Сетевые сотрудники не имеют фиксированной зарплаты, им также не оплачивают больничные и отпуска.

МЛМ-бизнес не нуждается в офисах и розничных точках продаж — дистрибьютора обеспечивают каталогами товаров и пробниками, которые он демонстрирует потенциальным покупателям в любом удобном для них месте.

Учредители сетевых компаний отличаются высокой заинтересованностью в развитии каждого дистрибьютора — от этого напрямую зависит их прибыль. С этой целью они регулярно проводят вебинары, семинары и мастер-классы, на которых «старожилы» с удовольствием делятся своим опытом с «новичками». Технология продаж и методы привлечения клиентов в МЛМ отработаны и проверены временем.

Как работает сетевой маркетинг

Сетевые компании зарабатывают на выкупе товара дистрибьюторами. Их продукция обычно относится к категории широкого потребления, а ее стоимость соответствует рынку.

Наиболее частым условием для такого трудоустройства является выкуп товаров на определенную небольшую сумму. Агент приобретает продукцию со скидкой, продает за более высокую цену, указанную в каталоге или на сайте компании, а разницу забирает себе. Он самостоятельно решает, каким образом реализовывать товар — с помощью личного общения или социальных сетей. Дистрибьюторам запрещено использовать для этого сторонние интернет-магазины, аукционы, бесплатные доски объявлений и розничные точки.

Покупателю демонстрируют пробники или каталоги товаров, он заказывает необходимое, а через несколько дней получает продукцию с помощью дистрибьютора или доставки на дом.

Чтобы увеличить заработок, нужно нарастить закупки у поставщика. В этом случае есть риск, что весь товар перепродать не удастся, а часть успеет испортиться при хранении. Но при успешном сценарии дистрибьютора могут поощрить повышенной скидкой, дополнительной продукцией или даже крупными призами в виде автомобиля или туристической путевки.

Некоторые МЛМ-компании устанавливают ежемесячный минимальный уровень продаж, обеспечивая таким образом собственный стабильный доход вне зависимости от успеха продавцов.

Основные затраты сетевых компаний связаны с содержанием складов и одного-двух главных офисов, а также с обучением сотрудников.

Структура МЛМ-бизнеса

Классификация сотрудников сетевых компаний имеет форму пирамиды, где наверху — производитель, уровнями ниже — продавцы.

На нижней ступени такой пирамиды — обычные продавцы. Это самая многочисленная группа сотрудников, которые распространяют товары среди своих знакомых. Ступенью выше находится «наставник» нескольких дистрибьюторов. Он помогает начинающим агентам адаптироваться к рабочему процессу и мотивирует остальных на повышение продаж. На третьей ступени — руководитель ряда «наставников» и так далее. Таким образом формируется многоуровневая сеть распространителей. Таких уровней может быть очень много, и чем он выше, тем большую скидку на продукцию предлагает производитель.

Доход продавцов состоит только из процента с личных продаж, «наставники» и руководители дополнительно получают проценты с продаж всех нижестоящих подопечных.

Для перехода на следующую ступень необходимо выполнить два условия: достигнуть определенного объема продаж и привлечь к сетевому маркетингу новых распространителей за конкретный период. Каждая компания на свое усмотрение регламентирует эти нормы.

Плюсы и минусы сетевого маркетинга

Сетевой маркетинг привлекателен свободой действий, он подойдет тем, кто готов работать усердно и имеет навыки продаж. Но важно помнить о рисках и не поддаваться на обещания быстрого обогащения.

Преимущества сетевого маркетинга

  • Скидка на покупку продукции, в том числе для личного пользования.
  • Нет верхнего предела дохода.
  • Нет ограничений при трудоустройстве.
  • Налаженная система доставки.
  • Гибкий и дистанционный график работы.
  • Низкие затраты на старте.
  • Возможность для пассивного дохода.
  • Бонусы в виде баллов, повышенных скидок, продукции компании или крупных призов.
  • Получение навыков продаж.

Недостатки и риски МЛМ

  • Высокая конкуренция среди МЛМ-компаний и внутри них.
  • Негативный имидж.
  • Самостоятельный поиск клиентов.
  • Низкий доход на старте.
  • Необходимость навыков продаж и убеждения.
  • Риски финансовых потерь.
  • Отсутствие фиксированной зарплаты и социального пакета.
  • Ежемесячный план продаж.
  • Ограниченный круг потенциальных покупателей.
  • Контроль качества продукции после ее использования.

Как избежать ошибок в сетевом бизнесе

Чтобы не попасть в неприятные ситуации, перед заключением соглашений с МЛМ-компаниями стоит проверить о них информацию — как давно они действуют на рынке, какие товары производят, как о них отзываются покупатели.

Ведущие сетевики в России состоят в Ассоциации прямых продаж, целью которой является не только развитие этой сферы, но и контроль за соблюдением этических стандартов ведения бизнеса, а также защита прав потребителей. В нее входят 14 МЛМ-компаний.

Поскольку клиент с большой долей вероятности распознает ложь о качестве рекламируемого товара, то для успешных продаж необходимо иметь личный и положительный опыт потребления продукции компании. Агрессивное навязывание продукции добавило негативный оттенок в имидж сетевого маркетинга, и это может оттолкнуть от дистрибьютора его друзей и знакомых.

Образование дома склада с продукцией в связи с отсутствием продаж, несмотря на усилия, — это повод задуматься о смене маркетинговой стратегии.

Рассмотрение сетевого бизнеса в качестве основной работы — также ошибка, потому что на старте сотрудника ожидает низкий доход, а продажи никаким образом не гарантированы.

Чем может быть опасен сетевой маркетинг

Под видом МЛМ-компаний могут скрываться финансовые пирамиды, за организацию которых предусмотрена уголовная ответственность. Главным отличием этих структур являются их цели.

Цель финансовых пирамид — вложения, для чего особое внимание уделяется привлечению новых участников. Сетевой маркетинг все-таки строится вокруг продажи товаров.

Иногда финансовые пирамиды для маскировки используют какую-либо продукцию или услуги, однако они отличаются низкой себестоимостью при высокой цене, неясным предназначением или условием «купи сейчас — получи потом». В МЛМ-компаниях стоимость товаров находится на рыночном уровне, их потребление широко распространено, а доставка осуществляется в ближайшее время.

В некоторых компаниях разделены системы оплаты за продажу товаров и рекрутинг. Более крупный заработок там обещают за привлечение агентов, но за право построить свою сеть потребуют стартовый взнос, что также признак финансовой пирамиды.

Проверить компанию можно в особом перечне на сайте ЦБ России — туда попадают компании, у которых выявлены признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке.

Примеры сетевого маркетинга

Фото: Matthew Stockman / Getty Images

Шведская компания Oriflame — один из самых известных МЛМ-проектов в мире. Она была основана в 1967 году. Компания продает косметику, аксессуары и средства личной гигиены более чем в 60 странах. Агентами Oriflame стали около 2 млн человек со всего мира. По итогам 2023 года ее торговый оборот составил €751 млн.

В числе крупнейших МЛМ-компаний в мире — американские Amway, Herbalife Nutrition и EXp Realty, бразильская Natura & Co (ей принадлежит Avon Products), немецкая Vorwerk.

Можно ли заработать на сетевом маркетинге

Для успешного сотрудничества с МЛМ-компанией необходимо несколько условий:

  • наличие навыков продаж и желание этим заниматься;
  • производитель и его продукция устраивают продавца;
  • дистрибьютора рекрутировали в числе первых;
  • высокое качество товаров.
Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 00:41
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 00:41
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58
Кадыров призвал украинцев выступить против действий Киева Политика, 00:54
Болгария начала спасать атакованный в Черном море танкер Kairos Политика, 00:39
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 05 дек, 23:24
The Atlantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 05 дек, 23:21