Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Почему рассказывать истории полезно для ментального здоровья Социальная экономика, 19:43
Мосгорсуд ужесточил приговор девелоперу Худояну и его сообщнику Общество, 19:30
Чем виноваты пассажиры в «пьяном» ДТП Партнерский проект, 19:22
Бывший президент РПЛ решил открыть футбольную академию Спорт, 19:16
Цены на газ превысили $2700 после сообщения «Газпрома» о планах ремонта Инвестиции, 19:11
«Газпром» объявил о новой остановке «Северного потока» на профилактику Бизнес, 19:01
Что делать, если застрял в лифте Партнерский проект, 18:59
Страховщики назвали условия создания новой перестраховочной компании Финансы, 18:54
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 18:50
Париж сообщил, что Путин допустил пересмотр условий визита МАГАТЭ на ЗАЭС Политика, 18:41
Черчесов пожелал Дзюбе удачи в чемпионате Турции Спорт, 18:38
Принудительно, а не добровольно: как решить проблему мусоропереработки Партнерский проект, 18:36
В Москве задержали главного нарколога России Евгения Брюна Общество, 18:36
Запорожская ВГА сообщила о предотвращении теракта в Мелитополе Политика, 18:32
Экономика ,  
0 

Россияне перешли к экономии за счет телевизоров и автомобилей

Экономная модель поведения российских потребителей постепенно сходит на нет, считают эксперты Аналитического центра при правительстве. Однако продажи телевизоров, холодильников и других дорогих товаров длительного потребления пока остаются на низком уровне
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

«Защитная» модель поведения россиян, которая подразумевает принцип «меньше тратить — больше сберегать», идет к «постепенному исчерпанию», говорится в бюллетене о текущих тенденциях российской экономики, который подготовил Аналитический центр при правительстве (есть у РБК). Личное потребление в 2016 году было главным драйвером спада ВВП, сократившись на 5% по сравнению с предыдущим годом, а реальные розничные продажи товаров упали на 5,2%. Впрочем, реальные доходы граждан снизились еще больше — на 5,9%. То, что потребление упало не так сильно, как доходы, по мнению авторов, и свидетельствует о смене модели.

С другой стороны, сложился «новый уровень равновесия» на рынке некоторых товаров длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах, продажи которых хотя и восстанавливаются, но остаются на 25–35% ниже уровня 2014 года (в сопоставимых ценах). Рынок легковых автомобилей тоже стал постепенно восстанавливаться (по данным Ассоциации европейского бизнеса), однако продажи машин в 2016 году оказались на 43% ниже, чем в 2014-м.

«За последние десять лет в домохозяйствах России произошло существенное накопление товаров длительного пользования (легковых автомобилей, компьютеров, холодильников, телевизоров, мебели и т.п.), по сути, произошло значительное обновление всех домашних фондов, сформировалась своего рода потребительская подушка», — напоминает эксперт Аналитического центра при правительстве Александр Голяшев. Скорее всего, по этим товарам сложился «оптимальный для населения уровень насыщения», причем произошло это еще до спада в 2015–2016 годах, добавляет он.

Падение рубля в конце 2014 года сопровождалось резким ростом продаж — как следствие, граждане купили дорогие товары на несколько лет, что и стало причиной сокращения продаж товаров длительного пользования в дальнейшем, отмечает Голяшев. Если говорить о рынке электроники, то сейчас он входит в период «нормализованного спроса» после нескольких лет повышенного, обусловленного сначала невысоким уровнем проникновения, а затем ослаблением рубля, отмечает представитель «М.Видео».

Эти факторы позволяют россиянам «более спокойно переносить затянувшееся падение реальных доходов, меняя структуру личного потребления в пользу продовольственных товаров», говорит эксперт. Падение товарооборота продуктов питания, по данным Росстата, стало не таким глубоким, как товаров длительного пользования (5,3% по итогам года). Впрочем, оно оказалось чуть более масштабным, чем сокращение продаж непродовольственных товаров в целом (5,1%). В 2015 году ситуация была обратной: потребление продуктов питания снизилось на 9%, а непродовольственных товаров — на 10,9%, однако произошло это за счет высокой базы — потребительского бума в 2014 году.

Постепенно потребление товаров долгосрочного пользования будет восстанавливаться, однако «не надо ждать, что это произойдет мгновенно», рассуждает глава Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики (ВШЭ) Алина Пишняк. Доля населения, которое считает, что сейчас плохое время, чтобы делать крупные покупки, растет с 2014 года, в настоящий момент это примерно 60% населения, отмечает она. Граждане также не ожидают, что в ближайшее время произойдет восстановление доходов, которое позволит им вернуться к докризисному уровню потребления, добавляет она.

Население привыкает к снижению потребительских стандартов, написали в январе эксперты ВШЭ. Например, в 2016 году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывали 41% россиян, однако большинство не считали свое материальное положение проблемным.

Pro
Как компании перейти на режим работы «меньше, но лучше»
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Почему продажа Netflix — лишь вопрос времени
Pro
Фото: Scott Barbour / Getty Images Как россиянам теперь сдавать TOEFL и IELTS и как к этому подготовиться
Pro
Сколько платить айтишнику и из каких специалистов собрать базовую команду
Pro
Фото: Joern Pollex / Getty Images Почему пользу веганства часто преувеличивают и чем это опасно
Pro
Фото: Leon Neal / Getty Images «Мама, почему мы такие бедные?»: как отвечать на неудобные вопросы детей
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Как вернуть деньги или товар, которые застряли в Европе
Pro
Фото: Harry How / Getty Images Пять упражнений для красивой осанки

При участии Анастасии Демидовой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"