Продажи алкоголя в России с начала года стали минимальными за восемь лет
Рост по итогам десяти месяцев показали только ЛВИ и такие напитки, как джин, ром, виски и текила. Упали продажи и вина, и водки

Падают в России и продажи вина
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Розничные продажи алкоголя в России за январь—октябрь 2025 года обновили минимум 2018 года. К такому выводу пришел «РБК Вино», проанализировав данные Росалкогольтабакконтроля (РАТК) за текущий год и системы ЕМИСС начиная с 2017 года (данные за предыдущие периоды в системе отсутствуют).
По данным РАТК, за десять месяцев в России розничные продажи алкоголя составили 165,2 млн дал (без учета пива, сидра и пивных напитков). Только в 2017 году этот показатель был ниже и составил 151,9 млн дал. Исторический максимум по розничным продажам алкоголя был достигнут в 2024 году. Тогда было продано 184,1 млн дал спиртного. Это на 10,3% больше, чем по итогу января—октября 2025 года.
По всем категориям алкогольных напитков прирост продаж демонстрируют только две — ликеро-водочные изделия (ЛВИ, +14% за год) и «другие спиртные напитки» (+4,1%), куда входят виски, джин, текила, ром.

Падают в России и продажи вина. Так, в январе—октябре 2025 года было продано 46,2 млн дал тихих вин, что на 1,4% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Падение в категории игристых вин за это время составило 2,7% (15,8 млн дал), а в категории ликерных вин — 10,6% (959,4 тыс. дал).
Объем продаж водки за десять месяцев сократился на 3,7% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Ниже этого уровня показатели последний раз находились в 2021 году, после чего пошли в рост.
Президент гильдии «Алкопро» Андрей Московский ранее говорил о том, что к сокращению розницы в крепком алкоголе могли привести выросшие минимальные цены на этот сегмент. «Нижний сегмент, который обеспечивал оборот, просто «сдулся»: потребитель не ушел в премиум, он сократил покупки. Добавьте к этому общее снижение потребительской активности людей, падение реальных доходов и очевидный сдвиг в сторону экономии», — отмечал он.
В свою очередь, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский считает, что сокращение показателей в статистических отчетах необязательно может говорить о реальном сокращении употребления алкоголя в стране.
«Рост акцизов и пошлин повысил розничные цены, поэтому часть покупателей ушли в тень — к нелегальной продукции, которая не учитывается в официальной статистике», — отмечал эксперт.















