Россияне полюбили пить отечественное вино без повода

Обновлено 05 ноября 2025, 04:00

Половина россиян признались, что пьют вино без особого повода — во время просмотра кино или просто за едой вечером, показало исследование «Нильсен». Как меняются винные привычки и вкусы россиян, — в материале «РБК Вино»

Россияне полюбили пить отечественное вино без повода

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Самое популярное тихое вино у россиян — российское красное полусладкое вино по цене 801 руб. за бутылку. Такие выводы следуют из исследования винных предпочтений жителей России, которое провела компания «Нильсен», опросив более 1000 респондентов 18–65 лет из городов с населением свыше 1 млн человек по квотам, репрезентативным структуре населения.

Главный вывод исследования — отечественные вина предпочитают пить почти половина россиян. 45% опрошенных заявили, что чаще всего покупают именно их. За ними с большим отрывом следуют вина «Древнего Света» (Грузия, Армения, Ливан, Израиль, Греция, Азербайджан, Кипр) — их чаще всего покупают 17% опрошенных, а также Старого Света (Западная и Центральная Европа) — 15%. Вина экзотических винных стран, таких как Бразилия, Китай, Индия, пьют не более 1% населения.

Россияне полюбили пить отечественное вино без повода

Генеральный директор сети винотек «Фанагория» Татьяна Барышникова считает, что опрос показал реальный рыночный тренд — предпочтения россиян смещаются в сторону отечественного вина. «По нашим оценкам, около половины покупателей выбирают продукцию российских хозяйств. Это отражает и рост доверия к качеству, и изменения в потребительских привычках. При этом импортные вина сохраняют устойчивый спрос в премиальном сегменте», — объясняет эксперт.

При этом исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин отмечает, что фактическая доля российского вина в продажах составляет сегодня 55–60% — больше, чем доля россиян, которые в ходе опроса заявили о том, что отдают предпочтение отечественной продукции. «Получается, что около 10–15% покупают такие вина скорее по необходимости, чем по собственному выбору, — говорит эксперт, — Тем не менее показатель в 45% тех, кто делает выбор в пользу российских вин осознанно, можно считать вполне достоверным и отражающим реальное положение дел». По словам Липилина, в группе стран «Древнего Света» абсолютным лидером является Грузия: сегодня россияне выпивают около 80% всего объема вин, производимых в этой стране.

Среди жителей Санкт-Петербурга популярность российских вин значительно меньше, чем в среднем по стране: их предпочитают только 35% петербуржцев. В Москве доля любителей российских вин также несколько ниже общероссийских показателей — 42%.

Типичный покупатель российского вина выглядит так — мужчина (52% пьют отечественное вино против 38% у женщин) в возрасте 45–51 года. Потребитель зарубежного вина — женщина 18–24 лет. При этом, как правило, россияне покупают вино в алкомаркетах (48%) и обычных продуктовых магазинах (29%), в то время как в винных бутиках закупаются только 10% опрошенных.

Какое вино любят россияне

С точки зрения цвета, как показало исследование, самым популярным у российских покупателей оказалось красное вино — его предпочитают 61% опрошенных. Исключением из правила стал Санкт-Петербург, где любителей белого вина оказалось больше, чем красного: 47% против 46%. Розовые и оранжевые вина остаются экзотикой — их выбирают только 5% и 1% покупателей соответственно.

«Интересно, что в Петербурге белое вино лидирует — в отличие от других регионов. Думаю, это связано с тем, что Петербург — город рислинга. Еще 5–10 лет назад, если в Москве рислинг в винных картах по бокалам был в диковинку и только начинал свое «победное шествие», то в Петербурге он уже был в моде и присутствовал практически в каждом заведении, которое имело хоть какие-то амбиции в сфере вина. Поэтому, думаю, сегодняшние результаты — во многом следствие именно этой длительной работы и сложившейся культуры потребления», — считает Александр Липилин.

Все опрошенные виноторговые компании — Fort, AST, Luding Group — говорят о росте продаж белых вин. «Для нас особенно заметен рост интереса к белым винам, их доля в потреблении стабильно увеличивается из года в год, как в России, так и в мире. Это закономерный этап развития винной культуры: белые вина ценятся за свою легкость, яркость и гастрономичность», — говорит директор по маркетингу компании AST Александр Мингалиев. При этом, по его словам, структура производства в России пока остается сосредоточенной на красных сортах, что во многом связано с климатическими и историческими особенностями. Татьяна Барышникова отмечает, что на результаты опроса также мог оказать влияние сезонный фактор: весной и летом покупатели отдают предпочтение белым винам, осенью и зимой увеличиваются продажи красных вин.

По сладости на первом месте по популярности оказалось полусладкое — его назвали любимым 40% опрошенных. На второй строчке расположилось сухое вино (30%), которое чаще предпочитают жители Москвы (35%) и респонденты старше 45 лет (38%). А вот молодое поколение значимо чаще выбирает сладкие вина: так ответили 9% зумеров против 1% в группе 55–65 лет. «Молодежь только начинает свой путь в мире вина. Как правило, знакомство с алкоголем начинается с пива, коктейлей или чего-то сладкого. Поэтому первое, что молодые люди пробуют, — это сладкие коктейли, а затем и сладкие вина. Со временем, с накоплением опыта и развитием вкуса, они постепенно переходят к сухим», — считает Александр Липилин.

Руководитель по развитию премиального винного портфеля Luding Group Владимир Косенко говорит, что идет постепенное изменение вкусовых привычек россиян за счет увеличения доли сухих вин в потреблении.

Россияне полюбили пить отечественное вино без повода

По каким поводам пьют россияне

«Нильсен» также опросил россиян, по каким поводам и в каких ситуациях они пьют тихое вино. Среди самых популярных вариантов — расслабление после рабочего дня (эту причину для употребления вина раз в месяц или чаще указали 57% опрошенных), просмотр фильмов (57%), с обычным приемом пищи (54%). Более торжественные поводы оказались менее популярны: свидание (44%), вечеринка (39%), личный праздник (29%). «Важным выводом, который указывает на постепенное изменение культуры потребления, является тот факт, что среди всех указанных ситуаций наиболее частые, по заявлениям респондентов, не знаковые события, а более рутинные ритуалы», — пишут авторы исследования.

Россияне полюбили пить отечественное вино без повода

Вино перестало быть напитком для больших застолий, требующим обязательно гастрономического сопровождения, белой скатерти, хрустального фужера, говорит вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев. «Все стало проще, пришел, налил бокал, выпил под снеки какие-то или фильм. Такое потребление стимулирует рост продаж белого вина», — считает эксперт. Культура потребления, конечно, меняется, соглашается Владимир Косенко. По его словам, вино становится всё более обыденным и его покупают не по праздничному поводу, а потому что это вкусно и удобно: в этом случае человек приходит домой, выдыхает, включает сериал и открывает вино.

Вторая важная особенность меняющейся культуры потребления — рост осведомленности в области трендов в категории тихих вин. Так, например, более трети покупателей, как показало исследование «Нильсен», видели в продаже или пробовали безалкогольные вина (37%), вина для конкретных блюд (34%) и вина с низким содержанием алкоголя (33%). Еще около четверти опрошенных отметили локальные продукты или, например, изучали QR-коды, которые позволяют узнать историю напитка. Порядка 10% жителей городов-миллионников говорят о том, что знакомы с биодинамическими винами, оранжевыми винами, амфорными винами.

Илья Волошин, энолог-шампанист Olymp Winery и «Усадьбы Белогорье», считает, что такие результаты исследования показывают глобальную смену трендов потребления в России. «Вино — это не про алкоголь. Это про эмоции, настроение, историю, которую «рассказывает» напиток, традиции. Это культура, — говорит винодел. — Когда ты не берешь первую попавшуюся бутылку, а внимательно изучаешь этикетку, кто и как это вино сделал, какое гастрономическое сопровождение подойдет к этому напитку, какому поводу будет соответствовать — именно в этот момент начинается то самое «осознанное потребление», о котором мы все время говорим. Пора сказать себе, что тот образ русского человека с неизменной бутылкой водки — это уже давно не про нас».

Поделиться