Путь к гедонизму: как еда и вино помогают путешествовать осмысленнее
Путешествия — один из главных источников удовольствий в жизни. Локальная кухня в сочетании с местным вином ярче раскрывает характер и традиции тех земель, которые еще недавно были для своих гостей terra incognita*. Как появился гастрономический туризм в мире и где путешествовать со вкусом в России?

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
От изобилия к поиску редкостей
В начале нулевых мир стал «глобальной деревней». Этот термин, введенный еще в 60-х, идеально иллюстрирует то положение доступности всего и для всех, который появился благодаря интернету и авиасообщению. На полках супермаркетов появились батат из Египта, авокадо из Мексики, манго из Таиланда и другая экзотика. В любом большом городе стало возможным найти рестораны едва ли не всех кухонь мира. Зачем лететь в Италию, если в Москве готовят пасту ничуть не хуже? Не удобнее ли сесть в такси и за полчаса добраться до ресторана с эталонными суши, чем страдать от джетлага в Японии?
Первое время мы наслаждались плодами глобализации, а потом вдруг «наелись» и почувствовали острую тоску по приключениям и аутентичности. Так новое поколение путешественников стало охотниками за локальными вкусами. Первый манифест похожей философии появился еще в 1989 году — тогда в Италии зародилось движение Slow Food**, ставшее протестом против фастфуда. Его принципы — поддержка локальных фермеров, сохранение традиционных рецептов и биоразнообразия — стали фундаментом для возникшего чуть позже гастрономического туризма. Одним из первых амбассадоров диких гастропутешествий стал Энтони Бурден — шеф-повар, писатель и телеведущий. Он завтракал с фермерами в Намибии, ужинал в подпольных вьетнамских закусочных и пил водку в Сибири. Его шоу «Энтони Бурден: Без предварительных заказов» было хитом. В нем Бурден развивал простую мысль: еда — это входной билет в культуру, историю и социальные отношения. Бурден доказал, что построить весь маршрут ради одного уличного ларька или легендарного ресторана — едва ли не самый интересный способ познавать мир.

Эра гиперлокальности и осознанного выбора в пользу фермерских продуктов привела к тому, что и родную страну мы сегодня открываем заново. Россия, известная выдающимся разнообразием ландшафтов, а значит, и уникальными региональными продуктовыми корзинами, открывает выдающиеся возможности для внутреннего туризма. Пока во Владивостоке едят прямо на лодке морских ежей, в Ростове-на-Дону уже давят ароматное масло из жареных семечек, пока в Сочи готовят мамалыгу из кукурузной муки с соленым сыром сулугуни и аджикой, на Белом море солят треску. Путешествие по стране превращается в квест по разгадыванию гастрономических кодов, а делиться впечатлениями о находках с семьей и друзьями можно онлайн.
Опытным путем
Еще один формат гастрономического туризма — стать участником процесса: не просто узнавать, а создавать вкусы. Логичным продолжением гастротуризма стали гастрономические фестивали и события, например пятидневный Taste of London*** в британской столице или колоритный Madrid Fusion**** в Испании. Россия тоже не в стороне от этого тренда: в Рыбинске проходит фестиваль «Под знаком рыбы», а на Ямале ежегодно широко празднуют День оленевода и гостям в этот день предлагают строганину из муксуна и чира, приготовленную на костре оленину, кислые ягоды тундры. Под Красноярском ежегодно проходит впечатляющее событие «Дикие ужины»: именитые шефы готовят авторские ужины в полевых условиях, заповедных уголках Сибири и сами добывают для них некоторые продукты в лесу — билеты разлетаются в первый же день продаж.
Такие мероприятия сами по себе — причина взять отпуск и отправиться в путь. А еще они полезны для бизнеса: на них рождаются интересные коллаборации, а рестораторы и шефы черпают идеи для своих меню. Иногда самый незаметный локальный продукт пробивает себе дорогу в меню лучших ресторанов столицы. Именно так случилось с икрой хариуса — сибирским специалитетом, который стал московским деликатесом.
Винные маршруты

В концепцию гастрономического туризма гармонично встроены живописные винные маршруты. Во-первых, вино — такой же продукт сельского хозяйства, как хлеб или молоко. Во-вторых, оно исторически считается частью культурной идентичности многих регионов.
Сегодня поездки на винодельни — уже не просто экскурсия в рамках поездки к морю, а глубокое погружение в терруар. Гости узнают, как земля, климат и руки винодела формируют вкус и аромат. Многие хозяйства предлагают и активные форматы: можно принять участие в сборе урожая, устроить красивый ужин среди виноградников, посетить мастер-класс сомелье и познакомиться с виноделом.
Главные винные территории России — Крым, Краснодарский край и долина Дона — вдобавок открывают уникальный гастрономический опыт. Например, в Крыму можно познакомиться с блюдами крымскотатарской кухни, а в Ростове-на-Дону — отведать фирменных донских раков.
Выходные в замке

В Геленджике, самом южном терруаре России, расположена территория туристического комплекса «Шато де Талю»
В Геленджике, самом южном терруаре России, расположена территория туристического комплекса «Шато де Талю». Это место — готовые декорации для жизни в стиле dolce vita*****: бескрайние виноградники на обращенных к морю склонах венчает роскошный замок с фонтаном и ландшафтным парком. Внутри замка — антикварная мебель и произведения искусства, а для гастрономических впечатлений открыт ресторан русско-французской кухни. Винодельня располагается здесь же, на подземном этаже, и гости при желании могут посетить производственный цех с гидом.
Завершение сезона в туристическом комплексе «Шато де Талю» ознаменовалось визитом высоких гостей, прибывших на закрытый ивент РБК при участии «Ростелекома». Одним из главных событий встречи стал забег среди виноградников. Для участников было дано несколько стартов разной сложности, а те гости, которые кардиотренировкам предпочитают расслабляющие упражнения, занимались йогой на фоне открыточных пейзажей. Известно, что спорт стимулирует выплеск эндорфина — гормона счастья, поэтому он тоже становится частью философии гедонизма.
Лидеры рынка понимают, что сейчас модно инвестировать не в предметы, а во впечатления и знания. Умение читать винную карту, понимать язык гастрономии и вести светскую беседу о терруаре сегодня — такой же атрибут статуса, как и дорогие часы. Современный гедонизм — это история не про количество, а про качество. Распознать аутентичный продукт, почувствовать вкус истории в бокале вина, прожить момент интенсивно и осознанно — вот что важно. Гастрономический туризм только способствует получению этих знаний и позволяет в полной мере ощутить связь между местом, людьми и вкусом.
* Terra incognita с латыни — «неизвестная страна».
** Slow Food с английского — «медленная еда».
*** Taste of London с английского — «вкус Лондона».
**** Madrid Fusion с испанского — «мадридский фузьон», или «мадридская смесь».
***** Dolce vita с итальянского — «сладкая жизнь» или «хорошая жизнь».











