Ром стал самой быстрорастущей категорией на рынке крепкого в России
«Коммерсантъ»: ром стал самой быстрорастущей категорией крепкого алкоголя

Ром стал самой быстрорастущей категорией крепкого алкоголя в России по итогам первого квартала 2025 года
Обсудите новость в телеграм-канале «РБК Вино»
Ром стал самой быстрорастущей категорией крепкого алкоголя в России по итогам первого квартала 2025 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Нильсен». В январе—марте продажи рома в натуральном выражении выросли на 17,5% год к году, в денежном — на 19,5%.
Также положительную динамику показали джин (на 9,2 и 16,4% соответственно), биттеры (8,6 и 19,6%), виски (7,8 и 14,1%) и ликеры (7,6 и 18,1%). Однако в целом рынок крепкого алкоголя в России продолжил снижение. По данным Росалкогольтабакконтроля, совокупные розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива и слабоалкогольных напитков) сократились за квартал на 16,2%, до 48,54 млн дал.
Продажи водки упали на 8,3% (до 17,2 млн дал), коньяка — на 13,2% (до 3,12 млн дал), слабоалкогольной продукции — почти на 90%. Также наблюдается снижение в категориях бренди и водки — на 10,9 и 4,8% соответственно.
По мнению участников рынка, рост продаж рома объясняется как эффектом низкой базы, так и активностью локальных производителей и ретейлеров, продвигающих недорогие ароматизированные бренды, часто в формате собственных торговых марок. Владелец Калужского ЛВЗ «Кристалл» Павел Победкин отмечает, что, несмотря на рост, объемы продаж рома по-прежнему сильно уступают виски.

По оценкам Натальи Неворотовой («Алкогольная сибирская группа»), более 60% продаж рома в России приходятся на местные компании. Она также указывает на смещение потребления из баров в домашний сегмент.
Среди других причин роста называют изменение потребительских привычек: переход от водки и коньяка к более вкусовым напиткам, а также стремление заменить подорожавшее вино более доступными крепкими категориями. Ром, джин и виски всё чаще покупают для смешивания с безалкогольными напитками, отметил президент Ladoga Вениамин Грабар.
По словам Юрия Карякина («Татспиртпром»), ром и виски остаются более устойчивыми к росту цен за счет аудитории с более высоким уровнем дохода.
Ром также стал одной из категорий, в которых с 2021 года наиболее выросла доля российской продукции (с 1 до 43% в случае этого напитка). В основном импортозамещение в России пошло по пути производства напитков из зарубежных балков — это простой вариант, который позволяет тем не менее снизить расходы на логистику и цену конечной продукции.