От ихтиолога до маркетолога: кто и почему приходит в виноделие

Обновлено 04 февраля 2025, 09:46

Многие российские виноделы пришли в сферу из других профессий. Кого-то заинтересовал процесс, и он решил перейти от потребления к производству, а кто-то увидел потенциал в винном рынке. В основном малые виноделы — это люди, которые самостоятельно освоили технологии и на свои средства запустили небольшие винные хозяйства. «РБК Вино» пообщался с шестью такими виноделами и узнал, как их опыт в других профессиях помогает развивать их проекты

CandyRetriever / Shutterstock / FOTODOM
Фото: CandyRetriever / Shutterstock / FOTODOM

В основном малые виноделы — это люди, которые самостоятельно освоили технологии и на свои средства запустили небольшие винные хозяйства

Фархад Нагдалиев, сооснователь и владелец винодельни «Усадьба Сенетх» (село Фадеево, Краснодарский край)

@farhadnagdaliev / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @farhadnagdaliev / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Фархад Нагдалиев

До виноделия был научным сотрудником биофака МГУ им. Ломоносова, кандидат биологических наук; до этого учился на ихтиолога в Институте рыбного хозяйства в Астрахани.

Пришел в сферу в 2013 году.

Прежде чем прийти в виноделие, на протяжении 20 лет Нагдалиев был научным сотрудником биофака МГУ. «Параллельно в 1990–2000-е годы я занимался бизнесом, — рассказывает он. — Кем только я не работал! Был брокером на бирже, главным редактором газеты и даже устраивал московские новогодние шоу в «Лужниках» и «Олимпийском». До сих пор я владею фабрикой, которая производит сувенирные жестяные банки под чай, спиртные напитки, кондитерские изделия и новогодние подарки».

«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Купить билеты вы можете тут!

В винную сферу он пришел более десяти лет назад. «В ноябре я сидел в офисе в Москве. Депрессивная погода, солнца нет, и вдруг в интернете я наткнулся на материал о том, что в Анапе создают некий кластер виноделов. В то время я вином не увлекался, но что-то меня подвигло на то, чтобы полететь в Анапу, — вспоминает Нагдалиев. — Руководитель будущего кооператива провез меня по виноградникам. Меня настолько заворожили дух свободы и красота этого дела, что уже вечером я принял решение в нем участвовать». Тогда он приобрел 2 га земли, где стал сажать виноград, постепенно вливаясь в винодельческое сообщество.

Здорово помогло биологическое образование: «Мне было просто понять, как вообще функционирует виноградная лоза, какие здесь есть особенности и нюансы». «Пригодилась база фундаментального советского образования. Для выращивания премиального винограда физиология и биохимия — это основа основ, — делится Нагдалиев. — Само производство вина — процесс технологический, его может освоить любой здравомыслящий человек. Выращивание винограда — история куда более специфическая и сложная. Поэтому многие маленькие проекты терпят фиаско именно на начальной стадии».

Поначалу Нагдалиев делал вино у себя дома в подвале, осваивая технологии. Потом, когда стало понятно, что вина получаются неплохие, он и соучредитель Дмитрий Власов, который пришел из авиационной отрасли, приобрели участок получше и побольше в массиве Красная Горка (Краснодарский край). Виноградник лег в основу проекта «Усадьба Сенетх». В 2021 году партнеры получили официальную лицензию, построили в соседнем поселке Фадеево винодельню и с тех пор производят премиальное вино на продажу. Винное хозяйство Нагдалиев развивал на собственные средства, а также с помощью субсидий, которые на закладку виноградников выделяло государство.

Тем, кто хочет прийти в виноделие из другой профессии, владелец «Усадьбы Сенетх» рекомендует просчитать масштаб проекта на годы вперед: лучше поначалу вложить меньше и заходить в проект поэтапно, закладывая в план дополнительные расходы и грамотно распределяя ресурсы. «Кроме виноградников и винодельни есть маркетинг и еще много других вещей, которые ты поначалу рискуешь не учесть, — поделился Нагдалиев. — И еще один совет: всегда отталкивайтесь от качества участка. Малое виноделие — это всегда премиальные вина, и потому качество терруара должно быть максимально высоким».

«Усадьба Сенетх» — бутиковая винодельня в 20 км к северо-востоку от Анапы. Здесь создают тихие белые, розовые и красные вина, а также развивают тираж игристой классики. Винодельня производит 25 тыс. бутылок вина в год, в ближайшие три года в планах увеличить производство до 60 тыс. бутылок ежегодно.

Константин Дзитоев, основатель и владелец «Винодельни Константина Дзитоева» (Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания)

@kdwinery / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @kdwinery / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Константин Дзитоев

До виноделия занимался бизнесом в сфере хлебопечения, кондитерки, общепита и производства сельхозпродукции.

Пришел в сферу в 2009 году.

Прежде чем заняться вином, Константин Дзитоев занимался разными видами бизнеса, в частности производством молочных продуктов. «Мы еще занимались полеводством, по голландской технологии выращивали лук, свеклу, картофель. Работать в поле было интересно. Тогда же я увлекся виноградорством: мне нравилось ухаживать за виноградом, наблюдать, как растут и развиваются разные сорта», — рассказывает Дзитоев. Виноделием он занялся в 2009 году: его сосед оказался потомственным виноделом из Грузии и поделился опытом, как производить вино. В 2012-м Дзитоев заинтересовался классическими технологиями производства. Тогда вместе с супругой они поехали по винодельням на черноморском побережье и вскоре приобрели фермерское оборудование.

Изначальная цель была в том, чтобы делать хорошие качественные вина, задача запустить массовое производство с широкой реализацией не стояла. В первые пять лет виноделие для Дзитоева было чистым хобби: производили для себя, ничего не выводя на рынок. «Мы начинали с супругой, пришлось, можно сказать, получить второе образование в сфере виноградарства и виноделия. Благо серьезные виноделы шли навстречу и делились знаниями», — вспоминает он. С профессионалами он знакомился на выставках, где можно было представлять свои вина, еще не имея лицензии.

«Все было очень постепенно, начиналось с тонны-полутора вина. Когда появилась возможность получить лицензию, а это было в 2016 году, мы на семейном совете решили, что будем заниматься виноделием профессионально и увеличивать масштаб, — вспоминает винодел и делится, с какими трудностями пришлось столкнуться. — Лицензии выдавать начали, но как это должно работать, было непонятно. До этого семейного виноделия в России не было, и поэтому еще года четыре все было сложно с точки зрения финансов, реализации, выстраивания отношений».

Инвесторов к этому проекту не привлекали, все делали на свои средства. На протяжении пяти лет Дзитоев ездил по всей России, представляя российское фермерское виноделие. «Продавали мы немного. Все это было с нуля, и нам надо было доказать, что мы можем делать хорошие вина, — вспоминает он. — Тем, кто идет по нашим стопам сейчас, проще: все профессионалы рынка знают, что фермеры могут делать интересные вина».

Помимо получения лицензии самым большим вызовом был вопрос, как выходить на рынок и вести реализацию. «Мы никак не были встроены в российскую виноторговую структуру, которая уже существовала и была отработана, — рассказывает Дзитоев. — Никто не знал, что с нами делать, да и отношение к российскому виноделию со стороны потребителей тогда было настороженное». Сейчас ситуация изменилась, много виноделен производят качественные вина, и структура в этой сфере сформировалась четкая и понятная.

Для винодела очень важна винная «напробованность», считает Константин Дзитоев: «Надо иметь вкус и понимание, что из тех или иных сортов производится». Дегустировать и понимать вина ему помогал Олег Будаев, который при посольстве Франции занимался продвижением французского алкоголя. «Он регулярно приезжал во Владикавказ и, пробуя наши вина, высказывал свое мнение — порой жесткое, но справедливое. И у меня постепенно складывалось представление не просто о том, какое вино делаем мы, но о том, каким оно должно быть», — поделился винодел.

Тем, кто хочет заняться виноделием, Дзитоев рекомендует начать с обучения. «Должно быть полное понимание того, что вы собираетесь делать, сколько на это уйдет времени и денег, какие люди для этого потребуется», — считает винодел.

«Винодельня Константина Дзитоева» — это фермерское хозяйство с арендованным виноградником (первые посадки под руководством основателя сделали в 2017 году) и небольшая отстроенная с нуля винодельня. Вина продаются по всей стране, от Сочи до Владивостока. Хозяйство производит от 40 тыс. до 45 тыс. бутылок вина в год и, по словам Константина Дзитоева, повышать эту планку не планирует.

Кира Ефимова, основательница и владелица виноделен Le K2 (село Родное, Севастополь, Крым)

@lek2winery / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @lek2winery / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Кира Ефимова

До виноделия занималась бизнесом (завозила мясо для промпереработки из Европы и Латинской Америки) и проводила маркетинговые исследования для исследовательской компании Mar.

Пришла в сферу в 2016 году.

Виноделием Кира Ефимова увлеклась в начале 2000-х, когда ей было 19 лет. Она училась во Франции и побывала на виноградниках в Бордо. Окончив институт, она отучилась на сомелье и стала активно путешествовать по европейским винодельням. «Все свободное время я посвящала теме вина. Переход же от профессионального сомелье к виноделу случился в 2016 году: я гостила на винодельне во французском Роне и познакомилась с парой из Нидерландов, которые раскинули там свой виноградник, — вспоминает Ефимова. — Был октябрь, очень красивое время. Я сидела завтракала — свежий круассан, чашечка кофе, и тут у меня вырвалось, что в старости я бы хотела свой виноградник. На что владелица хозяйства сказала мне: «Что ты мечтаешь? На старости лет у тебя сил не будет. Делай сейчас».

Тогда Ефимова решила, что будет виноделом. Сначала она думала обосноваться и запустить свое хозяйство во Франции, но потом поняла, что «хочет сделать великое вино в своей стране». Она вернулась в Россию и уже в декабре 2016 года нашла землю. Выбор пал на небольшой участок в Крыму, старый алычовый сад, который предстояло привести в порядок. «Я изначально решила, что мои вина будут тонкие, элегантные, с хорошей кислотностью и длительным потенциалом к выдержке. Для таких вин нужен был самый прохладный участок в Крыму — северный склон высоко в горах», — поясняет винодел. Инвесторов она не привлекала, все развивала на свои средства.

За выбором места последовало несколько лет подготовки земли и энологических исследований, которые позволили понять, где и какие сорта лучше высадить. Винному хозяйству Le K2 уже девять лет, но у него только-только появился второй урожай. «Участок надо было довести до посадки. Плодоношение у винограда начинается только на четвертый год. Поэтому виноделие — это тренировка терпения», — делится Ефимова. Первую бутылку собственного вина она получила в 2023 году, тогда же Le K2 вышла на рынок.

«Кажется, будто для того, чтобы сделать хорошее вино, одних денег достаточно. Это не так, виноградарство — это каскад необратимых решений, которые отзываются спустя пять—семь лет», — говорит Ефимова. Поэтому начинающим виноделам она рекомендует быть внимательными даже к самым малым деталям: «Имеет значение все — вплоть до способов обрезки и высоты штамба». «Прежде чем идти в этот бизнес, надо все тщательно взвесить, — делится она. — У меня у самой были розовые очки, мне казалось, что у меня есть деньги, я все быстро посажу и выращу. Но все оказалось гораздо сложнее. Виноделие — это путь для сильных и терпеливых людей».

Le K2 — винодельческое хозяйство с собственными виноградником и винодельней на его территории. Площадь виноградников — 9 га, на них растет девять сортов винограда. В 2023 году Le K2 выпустила 10 тыс. бутылок вина, в 2024-м — порядка 12 тыс., в планах объем производства увеличить.

Андрей Куличков, основатель и владелец винодельни «Собер Баш» (Смоленское сельское поселение, Краснодарский край)

Винодельня СОБЕР БАШ / ВКонтакте
Фото: Винодельня СОБЕР БАШ / ВКонтакте

Андрей Куличков

До виноделия занимался маркетингом в крупной компании, по образованию инженер-механик (окончил МГТУ им. Баумана).

Пришел в сферу в 2011 году.

Окончив инженерно-механический факультет МГТУ им. Баумана, Андрей Куличков какое-то время работал на институтской кафедре, а потом, уйдя из института, занимался маркетингом в одной из крупных компаний. С вином начал знакомиться в середине 1990-х, но импульсом к тому, чтобы увлечься темой серьезно, стало знакомство с сомелье Павлом Швецом, который тогда проводил в Москве эногастрономические мероприятия. Ему захотелось понять, почему у того или иного вина есть свой вкус. «Чтобы разобраться, как работает будильник, надо его купить, разобрать и собрать обратно. Поэтому я решил приобрести виноград и сделать из него вино, — рассказывает Куличков. — В конце 1990-х я купил тазики и виноград на базаре и по каким-то книжкам приступил к созданию. Первый опыт был забавный, он больше напоминал производство квашеной капусты».

Вскоре пришла мысль вырастить виноград самому. «Купил саженцы, начал выращивать их дома в горшке, потом высадил у себя в Подмосковье в огороде», — вспоминает винодел. Параллельно он активно изучал технологии, участвовал в конференциях о том, как выращивать виноград в северных широтах, знакомился с профессиональными виноделами. В 2004 году он купил более серьезное оборудование и стал производить уже по несколько сотен литров напитка — для себя и для друзей и знакомых. Однако выращивать виноград в Подмосковье так, как хотелось, не получалось. В 2010 году Куличков решил, что надо перебираться южнее, и год спустя приобрел землю, на которой выросла его винодельня «Собер Баш». Ее он организовал на собственные средства, не привлекая инвесторов.

«В Подмосковье у меня был небольшой виноградник на 200 кустов — 0,1 га. Я думал, что куплю землю где-нибудь под Краснодаром и буду ездить туда, примерно как на дачу. Мысли устраивать масштабное производство не было, — делится Куличков. — Но когда я увидел этот участок, я сразу влюбился в него, а дальше история стала расти и раскручиваться». На сегодня «Собер Баш» — полноценный бизнес и основная деятельность Куличкова, при этом у него есть дополнительные пассивные доходы, которые он вкладывает в винодельню. Начинал он с участка 3 га — на сегодня «Собер Баш» занимает 70 га.

«Мой переход в виноделие был плавным и осознанным, без резких рывков. При этом долгое время я занимался другим бизнесом, инвестиции шли оттуда. В 2015 году «Собер Баш» получил лицензию и стал работать, и с того момента я окончательно обосновался здесь», — рассказывает винодел.

Винным энтузиастам, кто задумывается о том, чтобы запустить собственное хозяйство, Куличков рекомендует для начала поработать на какой-нибудь винодельне, чтобы понять, как устроен процесс. «Потому что у многих представление о виноделии такое: у меня свой виноградник, я себе сделал вина, пью его на террасе с красивым видом и радуюсь в жизни. Реальность же совсем другая», — поясняет он.

«Собер Баш» — это винодельня на Кубани с 70 га виноградников. В год она производит 270–280 тыс. бутылок вина, в планах на 2025-й — выйти на показатель 300 тыс. бутылок. В коммерческой ротации здесь 18 сортов винограда.

Ирина Богович, основательница и владелица проекта Bogovich Wine & Vineyard (село Верхнесадовое, Севастополь, Крым)

@irinabogovich_ / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @irinabogovich_ / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Ирина Богович

До виноделия на протяжении 15 лет работала в сфере внешнего туризма.

Пришла в виноделие в 2018 году.

Окончив историко-филологический факультет педагогического института, Ирина Богович какое-то время была преподавателем, но вскоре ушла во внешний туризм. В 2018 году она пошла учиться на сомелье, изначально планов запускать свое винное хозяйство не было: она хотела открыть винный бар в Крыму, но в процессе обучения поняла, что хочет вино не продавать, а создавать. Для этого она отучилась на винодела в Бургундии (Франция), после чего, вернувшись в Россию, быстро приобрела виноградник в Крыму.

«Поначалу виноград я закупала. На второй свой винтаж я искала виноград для создания розе, но ничего найти не смогла. Тогда мой коллега посоветовал небольшой участок с хорошим урожаем «пино нуара», который мне был нужен, — вспоминает Богович. — Решение купить этот виноградник я приняла за два часа и в 2020 году сделала вино из собственного винограда». Этот участок уже был засажен старыми лозами, им примерно по 20 лет. Плюсы в том, что лоза уже взрослая, ее корни ушли далеко вглубь, и вино из этого винограда получается более сложное и интересное. Но есть и минусы, например низкая плотность посадки. Это компенсируют применением различных агротехник и работой с ограничением урожая.

«Новый виноградник засаживают по современным требованиям, но чтобы получить действительно премиальное вино, надо подождать лет семь, — поясняет винодел. — Мне повезло, потому что найти хороший виноградник — задача непростая, порой восстановить старый участок выходит дороже, чем засадить новый». Напиток она производит на арендованной винодельне неподалеку, у нее свои емкости, частично свое оборудование и парк бочек. По словам Богович, в перспективе она хотела бы создать свою небольшую винодельню, но пока что нынешний формат финансово целесообразнее.

По словам винодела, ей очень помогает 15-летний опыт в туризме. «Я знаю, как и кому продавать премиум-продукт. Навык продаж везде более-менее похож, я продолжаю его развивать, адаптируя под винную сферу», — говорит она. Хозяйство Богович выстроила самостоятельно, не привлекая инвесторов.

Винодел проводит консультации для начинающих коллег, им она рекомендует в первую очередь пройти обучение; если же они планируют нанимать винодела, то важно найти хорошего профессионала, с которым у них будет общий взгляд на стиль вина. «Очень многие создают вино по принципу «я художник, я так вижу». Но нельзя выдавать болезнь вина за продукт творческой свободы», — говорит Богович.

Bogovich Wine & Vineyard — это виноградник площадью 2 га, с арендованной винодельней в 10 минутах от него. Здесь выращивают один сорт винограда — «пино нуар», остальной виноград Ирина Богович докупает. На рынке проект с 2020 года. Производство варьируется от 10 тыс. до 20 тыс. бутылок в год.

Дмитрий Вишневецкий, основатель и владелец винодельни «Ароматное» (село Ароматное, Крым)

@dimav82 / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @dimav82 / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Дмитрий Вишневецкий

До виноделия — программист родом из Белоруссии, руководитель агентства цифрового маркетинга.

Пришел в сферу в 2020 году.

Программист Дмитрий Вишневецкий в 2000-е годы основал в Москве агентство диджитал-маркетинга, которое помогает клиентам развивать в интернете бренды и каналы продаж. От предоставления услуг он захотел уйти в производство. В 2019 году, наблюдая за рынками, Вишневецкий отметил рост винной сферы и оценил, что в ней реально запустить свой бизнес. «Ранняя стадия растущего рынка позволяет тебе самому создавать правила этого рынка и конкурировать с другими игроками», — поясняет он. Были и другие факторы, говорит винодел, в первую очередь внутренний запрос на то, чтобы производить под своим брендом уникальное вино, создавать хозяйство, выстраивать наследие.

Решившись на то, чтобы развивать свое винное производство, Вишневецкий стал выбирать землю, и здесь для него все говорило в пользу Крыма, где еще с 2004 года у бизнесмена был бэк-офис его агентства. «Оказалось, что мой друг открыл там лавандовую ферму. Я приехал к нему, поразился этой красоте и на ходу принял решение купить рядом с ним землю, чтобы развивать винное хозяйство, — вспоминает он. — Только потом я понял, что многие виноделы выбирают место годами. У меня это произошло быстро, чему я очень рад».

По словам Вишневецкого, возводить виноградник пришлось на «выжженном поле» — раньше там выращивали разные культуры (шалфей, лаванду, розу, табак), но к 2000 году «все было заброшено, за этими землями не ухаживали лет 20». «И вот на этом пустыре мы посадили лавандовые поля и виноградники. И все это на обрыве с видом на море. На контрасте с заброшенными землями нам хотелось показать созидательную силу труда», — делится Вишневецкий.

Недостаточно просто взять землю. Дальше ее надо подготовить, поясняет винодел, провести климатический и почвенный анализ, разработать план, что, где и как высаживать. На этапе работы с сортами винограда Вишневецкий обратился к Якову Волкову, старшему научному сотруднику НИИ виноградарства и виноделия «Магарач». В 2020 году они привезли из Европы саженцы винограда. «А дальше я столкнулся с крымской реальностью: подписал с компанией договор на посадку виноградников, внес предоплату, и в момент, когда надо было вести посадки, эта компания, не справившись, бросила меня в чистом поле. Первые 2,5 га пришлось высаживать самому, — вспоминает винодел. — Два-три года я методом перебора искал приличных людей, чтобы построить команду».

Параллельно с первыми посадками Вишневецкий взялся за маркетинг: запустил аккаунты «Ароматного» в соцсетях, стал набирать аудиторию. Первый урожай пошел в 2022-м, и тогда, еще до начала производства, винодел стал продавать сертификаты на свое вино. Купив эти сертификаты, клиенты «забронировали» вина урожая 2023 года. «Ароматное» он запустил на свои доходы от диджитал-агентства (оно продолжает работать и финансирует развитие виноградников), не привлекая инвесторов, и пока называет это хозяйство инвестпроектом — сделать из него бизнес Вишневецкий хочет в 2025 году.

«Хобби превращается в бизнес тогда, когда у него заканчиваются деньги. Моя задача в этом году — научить виноделие приносить выручку путем продажи вина, — рассказывает он. — Предыдущие два года я просто выдерживал вина, чтобы они стали интереснее. Теперь же начинаю выстраивать продажи».

«Ароматное» — молодая винодельня в Крыму, которая существует с 2021 года. На сегодня она произвела 10,5 тыс. бутылок вина. Начать их продажу планируют в 2025 году.

Поделиться
Авторы
Теги