Отдушина для интеллектуала: почему в России так крепки винные сообщества
Практически каждая российская винодельня сейчас ведет свою группу в соцсетях. Собственные чаты с обсуждениями или каналы есть у многих сомелье, журналистов, виноторговых компаний и винных энтузиастов. Вокруг каждого из таких каналов формируется винное сообщество. «РБК Вино» рассказывает, в чем секрет популярности таких сообществ и почему люди к ним тянутся

Крепость винных сообществ зависит в первую очередь от самого предмета, который в них обсуждают, — вина
В российском сегменте интернета и соцсетей существуют паблики, группы и страницы, посвященные вину. Только в телеграм их можно насчитать не меньше 100. Помимо этого, есть видеоблоги, подкасты о вине. Вокруг каждой такой группы формируется собственное винное сообщество.
«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!
Реклама, ПАО «Совкомбанк», Erid: F7NfYUJCUneRGyQqi4oR
Психолог Дарья Яушева в беседе с «РБК Вино» называет вино «социальным напитком» и подчеркивает, что оно может выступать «символом особого момента». «Немаловажно и то, что вино как алкогольный напиток облегчает общение. Умеренное употребление алкоголя снижает социальные барьеры, способствует расслаблению и раскованности в общении. Это помогает участникам сообществ чувствовать себя комфортно и открыто взаимодействовать. <...> Винное сообщество отличается тем, что делает акцент на чувственном опыте (дегустации), эстетике и историко-культурной составляющей», — говорит она.
По словам Яушевой, существует несколько признаков любого сообщества, в том числе и винного.
- Наличие общего интереса или цели.
- Создание уникального языка или терминологии (например, в винных сообществах это обсуждение букетов, винтажа, терруаров).
- Участие в ритуалах или традициях, будь то дегустации, мастер-классы или поездки на винодельни.
- Формирование групповой идентичности, когда члены чувствуют себя частью чего-то большего.

Татьяна Галич, кандидат психологических наук, психотерапевт, отмечает, что винные сообщества с точки зрения психологии являются классической «малой группой» — локальным объединением на основании каких-то общих интересов. «И когда мы собираемся за столом с бутылкой хорошего вина, то мы не только чувствуем близость друг с другом на волне общего интереса и общих эмоций, но и понимаем, что мы этот момент — часть огромной мировой культуры с тысячелетней историей», — говорит она.
Галич также объясняет, что объединение в группы — естественный для людей процесс. Он закрывает сразу несколько потребностей.
- Потребность в принадлежности. По словам эксперта, люди стремятся к социальной принадлежности и идентификации с группой, что помогает укрепить свое Я, усилить свою самоидентификацию, удовлетворить потребность в предсказуемо приятном общении и поддержке.
- Потребность в безопасности и принятии. Как отмечает Галич, людям нужно не просто какое угодно сообщество, а именно то, которое будет их поддерживать и усиливать.
- Потребность в развитии. Сообщество может позволить обмен знаниями и опытом, что способствует личностному и профессиональному росту, отмечает эксперт.

Умеренное употребление алкоголя снижает социальные барьеры, способствует расслаблению и раскованности в общении
Больше чем вино
Крепость винных сообществ зависит в первую очередь от самого предмета, который в них обсуждают, — вина, считают опрошенные «РБК Вино» эксперты. Они говорят о том, что любовь к вину подразумевает широкий круг тем и интересов.
«Вино — исторический продукт, как древняя утопленная в море амфора, поросший историей, легендами, точными знаниями, сакральными верованиями, культурным и социальным слоем. Бутылку даже самого редкого пива и голову вкусного сыра невозможно долго обсуждать во времени, а вино можно. На каждом отрезке времени вино сопровождало разные слои общества, значит, существовало множество стилей и запрос менялся исходя из общественной, исторической, географической канвы. Дискутировать об этом, примеряя сегодняшний контур к историческому, людям с хорошей интеллектуальной базой очень увлекательно», — говорит винный промоутер и автор телеграм-канала «Пьяный понедельник» Влада Лесниченко.
Однако она утверждает, что крепость винных сообществ, основу которых составляют «люди с опытом и кругозором, с неким накопленным капиталом», также зависит от экономической ситуации. Текущий кризис, по словам эксперта, стал причиной того, что состав участников винных сообществ изменился. «Многие участники растерялись, другие поменяли место жительства и работы. Но интерес к проведению досуга с вином есть, и места заполняются новыми дегустаторами и коннессерами», — добавила она.
О том, что именно винные сообщества по сравнению с другими (пивными, чайными, висковыми) можно назвать самыми крепкими, говорит и автор YouTube-канала и канала в телеграм «МинВин» («Министерство вина»), блогер Юлия Макарова. Она отмечает, что сообщества любителей пива, виски и т. д. «стоят рядом с винными сообществами» по степени крепости, но все же уступают им. Макарова связывает это с многообразием активностей, в которых могут участвовать любители вина. «Я провожу винные медитации. С пивом такое сделать не получится. Также есть различные выезды, винные мероприятия, винные дегустации. Можно поехать на винодельню, погулять по красивому винограднику. <...> Вино предлагает не только сам напиток, но и множество активностей около вина. Вот это, мне кажется, привлекает людей», — считает эксперт.
Винный дегустатор и автор телеграм-канала «Ежедневный винный телеграф» Денис Руденко отмечает, что даже созданные формально винные сообщества «очень быстро перетекают в дружеские клубы, где люди начинают общаться неформально». Помимо этого, он также отмечает исключительность винных сообществ из-за самого предмета, который объединяет его участников.
«Конечно, есть и сообщества любителей чая или пива. Но тут суть в другом. Пиво — это напиток, который считается несколько более демократичным, несколько более простым. И даже если собирается пивное сообщество, то они меньше, скорее всего, уделяют времени обсуждению предмета. То есть формальная начальная сторона в случае с пивом менее увлекательна и менее привлекательна. Винные же сообщества интересны тем, что винный мир сам по себе очень большой, его можно изучать долгие годы», — считает он.

Кто состоит в винных сообществах

Основная часть винных сообществ сосредоточена в европейской и центральной частях России, как правило офлайн-мероприятия —дегустации, совместные выходы, обсуждения — проходят в Москве и Санкт-Петербурге
Состав аудитории винных сообществ в России очень разнообразен, говорят опрошенные «РБК Вино» эксперты. По их словам, членами таких сообществ становятся люди интеллектуальные и интересующиеся широким кругом тем. Чаще всего это представители среднего класса.
В каждом винном сообществе всегда есть ядро — активная группа, которая генерит основное обсуждение, активности, инициирует выезды или офлайн-мероприятия. Однако большая часть участников сообщества, как правило, это те, кто читает, слушает и получает информацию, не участвуя в обсуждениях и особо себя не проявляя.
Основная часть винных сообществ сосредоточена в европейской и центральной частях России, как правило офлайн-мероприятия — дегустации, совместные выходы, обсуждения — проходят в Москве и Санкт-Петербурге. Однако Руденко отмечает, что почти во всех крупных городах России проводят винные встречи и можно найти свои винные сообщества.
По словам Макаровой, состав каждого конкретного винного сообщества зависит в первую очередь от его направленности. «Состав аудитории, конечно, разный. Где-то люди постарше, где-то — помоложе. Кто-то ищет серьезное и находит, кому-то нужны легкие, веселые темы о вине — и они тоже есть», — говорит она.

Есть ли между винными сообществами конкуренция

Несмотря на наличие конкуренции, «вино нас делает дружелюбными, поэтому мы сами ходим друг другу, анонсируем дегустации дружественных клубов и понимаем, что аудитория будет выбирать интересные темы и у других клубов»
В этом вопросе мнения экспертов, которых опросил «РБК Вино», разделились. Так, Макарова считает, что конкуренции среди сообществ нет, потому что «сообщества разные, соответственно, люди в них идут разные».
«Сейчас у нас просто гигантский выбор: есть каналы, которые ведут сомелье, есть каналы, которые ведут журналисты, есть каналы про винные шутки, есть каналы о винных новостях, есть каналы какого-то суперуровня <...> с глубоким уровнем познания вина. Поэтому я не вижу конкуренции, я вижу, что есть многообразие и очень классная история для людей. Я сама подписана на несколько винных сообществ, периодически откуда-то выхожу, куда-то вступаю в зависимости от своих потребностей и настроения», — говорит она.
В свою очередь, Лесниченко отмечает, что некоторая конкуренция между сообществами все же присутствует. «Винная культура сделала, как говорят, квантовый скачок во всем мире, ибо вино категории fine, именно то, о котором можно поговорить, было уделом родовых аристократов и желающих им соответствовать буржуа. Теперь интересные вина с историей и защищенным местом происхождения доступнее и собирают вокруг себя профи и любителей. Но все же их не так много, как мечталось бы производителям и организующим винные клубы экспертам», — говорит она. Эксперт также говорит, что, несмотря на наличие конкуренции, «вино нас делает дружелюбными, поэтому мы сами ходим друг к другу, анонсируем дегустации дружественных клубов и понимаем, что аудитория будет выбирать интересные темы и у других клубов».

Найти своих
Говоря о ценности винных сообществ, Макарова и Руденко видят ее в том, что такие группы позволяют любителям вина найти близких по духу людей.
«Каждому хочется прийти туда, где его понимают. Поэтому со своими друзьями, которые не очень любят вино, я себя иногда чувствую как немножко сумасшедшая. А потом я прихожу в винное сообщество, кручу бокал, и все обсуждают ароматы, вкус», — говорит Макарова. Она также отмечает ценность винных сообществ в позитивном заряде, который они могут дать, и называет их «лучом света».
Лесниченко говорит, что члены винных сообществ являются «негласными амбассадорами вин, виноделов, виноделен, клубов и винной культуры в целом».
«Они делятся «прочитанным» с родственниками, друзьями, коллегами, приводят с собой «свежую кровь». Их радиус, думаю, шире и «посевы» эффективнее. Потому что сегодня в обществе доверие к кумирам, экспертам, безусловно, сохраняется, но нет ничего лучше того, что тебе посоветует лучший друг или подруга, который разбирается», — считает эксперт.