Вино и эмоции: чего российские туристы ждут от виноделен
Число туристов на российских винодельнях растет, и одновременно меняются их запросы. Чтобы соответствовать современным требованиям, виноделы расширяют и вносят коррективы в свои туристические программы. О главных тенденциях этой туристической сферы – в материале «РБК Вино».
Содержание
Все большее количество россиян выбирают туристические направления с возможностью изучения российского виноделия. В начале 2024 года на платформе «Свое.За городом» от Россельхозбанка (РСХБ) были доступны 37 различных винных туров с локацией в трех регионах. На сегодняшний день количество туров составляет уже 57, а география расширилась до четырех регионов, что свидетельствует о росте количества предложений, в том числе, от виноделен. Одновременно с ростом предложений эксперты платформы Россельхозбанка фиксируют двукратный рост спроса по сравнению с прошлым годом.
В 2024 году количество туристов, посетивших винодельческие хозяйства в России, увеличится на 12-15% по сравнению с предыдущим годом. Такие оценки дает Ассоциация туроператоров (АТОР). «Отрасль растет и все больше россиян начинают интересоваться вином и хотят посмотреть, как его делают», — говорит вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.
РСХБ: в 2024 г. продажи винных туров в сервисе «Свое.За городом» выросли на 65%
Как растет популярность винного туризма
Летом 2024 года РСХБ исследовал самые популярные направления агротуризма. Винный туризм занимает сегодня второе место по популярности, уступая только дегустации фермерской продукции (на них пришлось 32% бронирований).
Посещение виноделен на юге России выбирали 27% агротуристов. Россиян привлекали богатые выбор вариантов во время таких туров. Винодельни сегодня предлагают туристам самостоятельно высаживать и ухаживать за лозами, собирать урожай, учиться выдерживать вино. Гостей ожидают творческие мастер-классы по живописи вином, дегустации вин и закусок, а также организация фотосессий, чтобы посещение винодельни надолго осталось не только в памяти.
Количество винных туристов, согласно данным опроса РСХБ, будет только расти: треть россиян давно мечтают посетить одну или несколько российских виноделен. 33% планируют посетить винодельню в обозримом будущем, 22% уже были в винных турах, а остальные не были и пока не планируют. При этом 66% опрошенных признались, что не очень хорошо разбираются в вине, однако хотели бы научиться.
«С каждым годом россияне все больше проникаются любовью к сельскому туризму. Такая форма отдыха становится особенно популярной у жителей мегаполисов, жаждущих простора, свежего воздуха и тишины. Мы заметили, что чем крупнее город, тем быстрее растёт спрос на агротуризм. По данным платформы Свое За городом, в 2024 году спрос россиян на туры в сельскую местность вырос на 40%, а количество туров увеличилось на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. И это закономерно, ведь сельским территориям России действительно есть, чем удивить путешественника», — отметила заместитель Председателя Правления Россельхозбанка Елена Батурова.
Новый тип туриста
Все опрошенные винодельни говорят, что меняется турист, который посещает винодельни. «Думаю, что 90% это по-прежнему люди, которые приехали на пляжный отдых, и решили заодно посетить винодельню и провести там пару часов. Остальные 10% едут с целью посетить винодельню, попробовать определенное вино, они интересуются этой сферой. Их число будет расти вслед за ростом популярности самого вина и развитием российского виноделия», — поясняет Сергей Ромашкин.
«Заметна тенденция на длительные поездки, сейчас винный тур чаще выбирают в качестве полноценного отпуска. Популярность подобного досуга возросла среди семей и молодежи, что связано с расширением программ и улучшением предложений», — отмечает Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо».
Анна Макиенко, руководитель экскурсионно-маркетингового отдела ООО «Кубань-Вино», говорит, что самым активным периодом, конечно, остается лето, когда большинство приезжает на море, и тогда экскурсии на винодельню — это, в основном, сопутствующий вариант досуга. «Особенность осени, бархатного сезона, в том, что в это время приезжают более подкованные туристы. Это именно энотуристы, разбирающиеся в теме, посетившие много других виноделен, и задающие «профессиональные» вопросы, например, о выращиваемых сортах, почвах, материалах, используемых на нашем предприятии», — замечает эксперт. «По итогам туристического сезона 2024 года можно отметить, что те гости, которые приезжают к нам, делают это целенаправленно. Они изучают вино и российское виноделие в том числе. Они, как правило, заранее бронируют место в туре и выбирают вино из ценового сегмента «выше среднего». И их интересуют более углубленные знания и нестандартный ассортимент. Не тот, который они видят в обычном магазине у дома», — поделилась руководитель направления винного туризма компании «Фанагория» Наталья Лежепекова.
Туристы начинают предъявлять новые требования к отдыху, это становится вызовом для российских виноделен, но одновременно создает для них и новые точки роста.
Как меняются требования туристов
Винодельни, активно работающие с туристами, говорят, что главной тенденцией последнего времени стало усложнение туров.
Турист больше не хочет просто попробовать вино, он хочет иметь возможность посетить дорогой ресторан, получить новые ощущения и знания о самом вине, хозяйстве, технологиях, истории и окружающей среде.
Ирина Гончарова из ГК «Абрау-Дюрсо», рассказывает, что в 2024 году наблюдается рост интереса к энотурам, которые в том числе комбинируются с гастрономическим и экологическим туризмом. «Теперь во время поездки можно познакомиться не только с местным виноделием и особенностями производства, но и с историей региона, локальными природными и архитектурными достопримечательностями, а также гастрономическими специалитетами, — рассказала Ирина Гончарова. — Прогнозируем, что в дальнейшем тренды будут также определяться растущим интересом к комплексным программам». «Мы делаем наши экскурсии всё более познавательными, включаем в дегустацию премиальные коллекции вина и виноградных дистиллятов», — рассказывает Наталья Лежепекова. «Сейчас у нас есть разные варианты программ, — добавляет Анна Макиенко, руководитель экскурсионно-маркетингового отдела ООО «Кубань-Вино». — Можно взять просто экскурсию по производству, а можно увидеть все в комплексе: выезд на виноградники, производство, мастер-классы, дегустации. Высоким спросом пользуются всевозможные интерактивы: сабраж, игровые программы («винное казино», «нос вина», «винная мафия» и так далее)».
Запрос туристов на более сложные и комплексные программы заставляет винодельни модернизировать свои предложения и перестраивать инфраструктуру.
Как утверждают эксперты платформы Россельхозбанка Свое За городом, трендом стало увеличение времени винных туров. «Мы готовим готовые варианты поездок на 1-2 дня, маршруты для автопутешественников, в которые мы включаем винодельни», — говорит представитель платформы. По его словам, преимущества получают винодельни, которые активно развивают свою инфраструктуру.
«Туристы хотят получить полный спектр услуг. Им нужен отель, который есть пока буквально у нескольких крупнейших виноделен, хороший ресторан, где они могли бы попробовать национальную кухню, блюда из местных продуктов. Кроме того, многие путешествуют с детьми, соответственно, нужны комнаты отдыха, детские программы, чтобы развлечь детей, пока взрослые знакомятся с винодельней и участвую в дегустации. Люди хотят получать эмоций, больше сервиса», — говорит вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.
Охотники за эмоциями
Основной задачей виноделен в работе с туристами становится даже не презентация самого вина, а предложение новых эмоций и опыта.
В «Абрау-Дюрсо» рассказывают, что сейчас в тур включаются не только экскурсии и дегустации, но и программы с погружением в историю региона, гастрономическими мастер-классами и активным отдыхом на природе. «Есть расширенные программы с посещением аромакомнаты, мультимедийного пространства «Галерея света Абрау», арт-объекта «Сердце Абрау», а также экскурсиями на виноградниках Абрау-Дюрсо с дегустацией. Кроме этого, есть уникальное предложение — можно оставить на выдержке свою именную бутылку, а спустя 3 года забрать уже готовое игристое, но для этого необходимо будет приехать в Абрау-Дюрсо вновь», — рассказала Ирина Гончарова. «Все большее число туристов выбирают интерактивные дегустации — когда в игровом формате можно научиться оценивать нюансы вкуса и аромата вина», — говорит Анна Макиенко из компании «Кубань-Вино». «Популярность винного туризма будет расти и дальше. И в будущем наши винные туристы станут ещё более требовательны в хорошем смысле слова к той информации, которую они получат в туре, и к тем продуктам, с которыми они хотят познакомиться», — добавляет Наталья Лежепекова из «Фанагории».