Вино и эмоции: чего российские туристы ждут от виноделен

Обновлено 12 декабря 2024, 15:48

Число туристов на российских винодельнях растет, и одновременно меняются их запросы. Чтобы соответствовать современным требованиям, виноделы расширяют и вносят коррективы в свои туристические программы. О главных тенденциях этой туристической сферы – в материале «РБК Вино».

 Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Все большее количество россиян выбирают туристические направления с возможностью изучения российского виноделия

Все большее количество россиян выбирают туристические направления с возможностью изучения российского виноделия. В начале 2024 года на платформе «Свое.За городом» от Россельхозбанка (РСХБ) были доступны 37 различных винных туров с локацией в трех регионах. На сегодняшний день количество туров составляет уже 57, а география расширилась до четырех регионов, что свидетельствует о росте количества предложений, в том числе, от виноделен. Одновременно с ростом предложений эксперты платформы Россельхозбанка фиксируют двукратный рост спроса по сравнению с прошлым годом.

В 2024 году количество туристов, посетивших винодельческие хозяйства в России, увеличится на 12-15% по сравнению с предыдущим годом. Такие оценки дает Ассоциация туроператоров (АТОР). «Отрасль растет и все больше россиян начинают интересоваться вином и хотят посмотреть, как его делают», — говорит вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.

РСХБ: в 2024 г. продажи винных туров в сервисе «Свое.За городом» выросли на 65%

Как растет популярность винного туризма

Алексей Мальгавко / РИА Новости
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Посещение виноделен на юге России выбирали 27% агротуристов

Летом 2024 года РСХБ исследовал самые популярные направления агротуризма. Винный туризм занимает сегодня второе место по популярности, уступая только дегустации фермерской продукции (на них пришлось 32% бронирований).

Посещение виноделен на юге России выбирали 27% агротуристов. Россиян привлекали богатые выбор вариантов во время таких туров. Винодельни сегодня предлагают туристам самостоятельно высаживать и ухаживать за лозами, собирать урожай, учиться выдерживать вино. Гостей ожидают творческие мастер-классы по живописи вином, дегустации вин и закусок, а также организация фотосессий, чтобы посещение винодельни надолго осталось не только в памяти.

Количество винных туристов, согласно данным опроса РСХБ, будет только расти: треть россиян давно мечтают посетить одну или несколько российских виноделен. 33% планируют посетить винодельню в обозримом будущем, 22% уже были в винных турах, а остальные не были и пока не планируют. При этом 66% опрошенных признались, что не очень хорошо разбираются в вине, однако хотели бы научиться.

«С каждым годом россияне все больше проникаются любовью к сельскому туризму. Такая форма отдыха становится особенно популярной у жителей мегаполисов, жаждущих простора, свежего воздуха и тишины. Мы заметили, что чем крупнее город, тем быстрее растёт спрос на агротуризм. По данным платформы Свое За городом, в 2024 году спрос россиян на туры в сельскую местность вырос на 40%, а количество туров увеличилось на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. И это закономерно, ведь сельским территориям России действительно есть, чем удивить путешественника», — отметила заместитель Председателя Правления Россельхозбанка Елена Батурова.

Новый тип туриста

Николай Хижняк / РИА Новости
Фото: Николай Хижняк / РИА Новости

«Заметна тенденция на длительные поездки, сейчас винный тур чаще выбирают в качестве полноценного отпуска»

Все опрошенные винодельни говорят, что меняется турист, который посещает винодельни. «Думаю, что 90% это по-прежнему люди, которые приехали на пляжный отдых, и решили заодно посетить винодельню и провести там пару часов. Остальные 10% едут с целью посетить винодельню, попробовать определенное вино, они интересуются этой сферой. Их число будет расти вслед за ростом популярности самого вина и развитием российского виноделия», — поясняет Сергей Ромашкин.

«Заметна тенденция на длительные поездки, сейчас винный тур чаще выбирают в качестве полноценного отпуска. Популярность подобного досуга возросла среди семей и молодежи, что связано с расширением программ и улучшением предложений», — отмечает Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо».

Анна Макиенко, руководитель экскурсионно-маркетингового отдела ООО «Кубань-Вино», говорит, что самым активным периодом, конечно, остается лето, когда большинство приезжает на море, и тогда экскурсии на винодельню — это, в основном, сопутствующий вариант досуга. «Особенность осени, бархатного сезона, в том, что в это время приезжают более подкованные туристы. Это именно энотуристы, разбирающиеся в теме, посетившие много других виноделен, и задающие «профессиональные» вопросы, например, о выращиваемых сортах, почвах, материалах, используемых на нашем предприятии», — замечает эксперт. «По итогам туристического сезона 2024 года можно отметить, что те гости, которые приезжают к нам, делают это целенаправленно. Они изучают вино и российское виноделие в том числе. Они, как правило, заранее бронируют место в туре и выбирают вино из ценового сегмента «выше среднего». И их интересуют более углубленные знания и нестандартный ассортимент. Не тот, который они видят в обычном магазине у дома», — поделилась руководитель направления винного туризма компании «Фанагория» Наталья Лежепекова.

Туристы начинают предъявлять новые требования к отдыху, это становится вызовом для российских виноделен, но одновременно создает для них и новые точки роста.

Как меняются требования туристов

Константин Михальчевский / РИА Новости
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Турист больше не хочет просто попробовать вино, он хочет иметь возможность посетить дорогой ресторан, получить новые ощущения и знания о самом вине, хозяйстве, технологиях, истории и окружающей среде

Винодельни, активно работающие с туристами, говорят, что главной тенденцией последнего времени стало усложнение туров.

Турист больше не хочет просто попробовать вино, он хочет иметь возможность посетить дорогой ресторан, получить новые ощущения и знания о самом вине, хозяйстве, технологиях, истории и окружающей среде.

Ирина Гончарова из ГК «Абрау-Дюрсо», рассказывает, что в 2024 году наблюдается рост интереса к энотурам, которые в том числе комбинируются с гастрономическим и экологическим туризмом. «Теперь во время поездки можно познакомиться не только с местным виноделием и особенностями производства, но и с историей региона, локальными природными и архитектурными достопримечательностями, а также гастрономическими специалитетами, — рассказала Ирина Гончарова. — Прогнозируем, что в дальнейшем тренды будут также определяться растущим интересом к комплексным программам». «Мы делаем наши экскурсии всё более познавательными, включаем в дегустацию премиальные коллекции вина и виноградных дистиллятов», — рассказывает Наталья Лежепекова. «Сейчас у нас есть разные варианты программ, — добавляет Анна Макиенко, руководитель экскурсионно-маркетингового отдела ООО «Кубань-Вино». — Можно взять просто экскурсию по производству, а можно увидеть все в комплексе: выезд на виноградники, производство, мастер-классы, дегустации. Высоким спросом пользуются всевозможные интерактивы: сабраж, игровые программы («винное казино», «нос вина», «винная мафия» и так далее)».

Запрос туристов на более сложные и комплексные программы заставляет винодельни модернизировать свои предложения и перестраивать инфраструктуру.

Как утверждают эксперты платформы Россельхозбанка Свое За городом, трендом стало увеличение времени винных туров. «Мы готовим готовые варианты поездок на 1-2 дня, маршруты для автопутешественников, в которые мы включаем винодельни», — говорит представитель платформы. По его словам, преимущества получают винодельни, которые активно развивают свою инфраструктуру.

«Туристы хотят получить полный спектр услуг. Им нужен отель, который есть пока буквально у нескольких крупнейших виноделен, хороший ресторан, где они могли бы попробовать национальную кухню, блюда из местных продуктов. Кроме того, многие путешествуют с детьми, соответственно, нужны комнаты отдыха, детские программы, чтобы развлечь детей, пока взрослые знакомятся с винодельней и участвую в дегустации. Люди хотят получать эмоций, больше сервиса», — говорит вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.

Охотники за эмоциями

Виталий Тимкив / РИА Новости
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Основной задачей виноделен в работе с туристами становится даже не презентация самого вина, а предложение новых эмоций и опыта

Основной задачей виноделен в работе с туристами становится даже не презентация самого вина, а предложение новых эмоций и опыта.

В «Абрау-Дюрсо» рассказывают, что сейчас в тур включаются не только экскурсии и дегустации, но и программы с погружением в историю региона, гастрономическими мастер-классами и активным отдыхом на природе. «Есть расширенные программы с посещением аромакомнаты, мультимедийного пространства «Галерея света Абрау», арт-объекта «Сердце Абрау», а также экскурсиями на виноградниках Абрау-Дюрсо с дегустацией. Кроме этого, есть уникальное предложение — можно оставить на выдержке свою именную бутылку, а спустя 3 года забрать уже готовое игристое, но для этого необходимо будет приехать в Абрау-Дюрсо вновь», — рассказала Ирина Гончарова. «Все большее число туристов выбирают интерактивные дегустации — когда в игровом формате можно научиться оценивать нюансы вкуса и аромата вина», — говорит Анна Макиенко из компании «Кубань-Вино». «Популярность винного туризма будет расти и дальше. И в будущем наши винные туристы станут ещё более требовательны в хорошем смысле слова к той информации, которую они получат в туре, и к тем продуктам, с которыми они хотят познакомиться», — добавляет Наталья Лежепекова из «Фанагории».

Поделиться