Сергей Солонин: «Рынок образования — это локомотив для инноваций»

Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК
На Западе социальное предпринимательство — такой же вид бизнеса, как и остальные, но Россия еще в начале этого пути. При должном подходе затраты в этой отрасли легко окупаются, уверен основатель QIWI Сергей Солонин

Сергей Солонин — сооснователь и гендиректор компании QIWI, бизнесмен и адепт новых технологий. Кроме этого, он активно инвестирует в рынок образования. В числе его портфельных проектов — Universal University (первый в России университет креативных индустрий, куда входят Британская высшая школа дизайна, архитектурная школа МАРШ, школа компьютерных технологий Scream School, Московская школа кино, Московская школа музыки, школа продвинутых коммуникаций MACS и школа для специалистов нового образования School of Education), а также OTUS, ItHub, Школа креативного мышления IKRA, Smart Course и другие.

Об инвестициях в EdTech

Образовательные проекты — это моя давняя мечта. Если бы я не пошел в бизнес, то стал бы преподавателем-практиком. Но и в предпринимательской деятельности образование играет сейчас ключевую роль. Около пяти лет назад я понял, что рост бизнеса в значительной мере зависит от того, насколько осознанно и целеустремленно развивают себя сами сотрудники.

Понять же технологическую сторону рынка можно через вложения в тот или иной бизнес, что сделает тебя акционером. За годы работы инвестирование стало важной частью моей деятельности, так что можно сказать, что я профессиональный серийный инвестор.

Инвестиции в образовательные проекты — это подвид социального предпринимательства. В США и Европе это уже обыденность, такой же вид бизнеса, как и остальные. Россия пока находится в начале этого пути, поэтому нам нужны проводники, визионеры. Это касается и крупного, и среднего, и микробизнеса.

Экономика инноваций Российский венчур: от частного к корпоративному

Кто-то инвестирует в спорт, мне же ближе образование. С одной стороны, в этой сфере есть множество пробелов и проблем. С другой, в области профессионального образования есть и возможности, и емкость рынка. Могу сказать за себя: у меня есть силы и средства, чтобы там что-то изменить. Но нужны и другие люди: рынок образования может быть прибыльным, он ждет, чтобы на него пришли инвесторы.

На своем опыте могу сказать: бизнес-команды должны фокусироваться на смысле, целях проекта, тогда предприятие становится гораздо успешнее. Нужно найти баланс между полным финансированием какого-то бизнеса и сохранением у команды мотивации. Где-то здесь лежит «золотая середина», способная сделать предприятие прибыльным и окупить вложения.

О перспективах развития рынка

Образование — это локомотив для инноваций, креативных индустрий, операционного управления бизнесом. Этот рынок непременно будет расти, причем довольно быстро. Стоит взглянуть на общемировые тренды, в том числе на тенденцию к непрерывному обучению (lifelong learning). В этом контексте все думают и про своих детей, и про собственное обучение и переобучение. То есть, эта тема имеет сразу несколько течений, внутренних потоков, сегментов.

Экономика образования Lifelong education: зачем учиться всю жизнь

Конечно же, не стоит забывать и про вторую карьеру. Сейчас на рынке огромное количество экспертов-практиков, столкнувшихся с выгоранием, перенасыщением информацией и какими-то управленческими вопросами. Большая часть из них уходит в собственные проекты и бизнес, остальные меняют отрасль и сферу профессиональной деятельности. Компании теряют ценных сотрудников, что вынуждает их искать и обучать новых.

Но ведь это же целый новый рынок, в рамках которого можно трансформировать таких экспертов в преподавателей-практиков! Нам нужна площадка, где им дадут возможность оставаться внутри своей компании, но при этом делиться своей экспертизой с другими участниками из смежных отраслей. В данный момент я активно обдумываю реализацию подобного проекта.

О критериях инвестиционной привлекательности

Наиболее важное, на мой взгляд, качество для образовательных проектов — их self-sustainability, то есть, устойчивость и самодостаточность. Как выявить такие компании? Можно использовать акселераторы, а можно и так называемый принцип «снежного кома» — метод опроса, при котором интервьюируемых просят порекомендовать, например, какой-то инновационный и прорывной образовательный проект и смотрят на результаты.

Фото:Alexander Sinn / Unsplash
Индустрия 4.0 От большого к малому: как стартапы помогают искать идеи крупному бизнесу

Мы — частные инвесторы, а не государство. У нас нет задачи раздать всем много грантов, а там как пойдет. Подход должен быть иным — давайте дадим деньги компаниям, которые вроде совсем небольшие, но при этом находятся на плаву и умеют выплывать.

Опять же, если бы мы подходили одинаково к каждому бизнесу, то, наверное, никуда бы далеко не зашли. Естественно, для разных бизнес-моделей существует разная оценка и разные задачи, полная стандартизация инвестиционных подходов недопустима, иначе можно скатиться в модель «пятилеток».

Обновлено 05.11.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть