Пять факторов успеха инноваций и роль в них государства
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Аналитики McKinsey выделили пять направлений поддержки инновационного развития в России, по каждому из которых критически важно участие государства
Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире из-за большого количества переменных, высокой степени взаимного проникновения отраслей и растущей скорости изменений роль государства становится еще более значимой.

Активная позиция государства в инновационном процессе может значительно ускорить темп развития отдельных отраслей. Речь идет как о финансировании стратегически важных проектов напрямую, так и о сервисной поддержке бизнеса, например, о содействии экспорту инновационной продукции.

Государство также стимулирует межотраслевое сотрудничество, организует площадки для диалога крупного бизнеса из разных отраслей. Наконец, государство идентифицирует препятствия к развитию инноваций (законодательные, инфраструктурные) и активно работает над их устранением. Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.
1. Государство как заказчик инноваций
1. Государство как заказчик инноваций
Первый фактор успеха инноваций — это наличие спроса на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — значительный стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний, а также для последующего распространения новых технологий в разных отраслях. Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет, изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

В России государство прилагает существенные усилия для поддержания спроса на инновации и через субсидии, и прямыми заказами. Дополнительными мерами по усилению спроса на инновации могут стать внедрение программ софинансирования НИОКР и предоставление преференций и льгот для компаний, проводящих НИОКР по приоритетным направлениям. Кроме того, как акционер крупных корпораций правительство России может создать спрос на инновации через госкомпании, используя элементы корпоративного управления.
2. Государство как создатель инфраструктуры
2. Государство как создатель инфраструктуры
Инновационная инфраструктура включает в себя систему образования, инновационные кластеры и особые экономические зоны, агентства и институты развития инноваций, защиту интеллектуальной собственности и правовую систему, систему стандартов, сертификации и аккредитации, а также институциональную среду, в том числе благоприятные условия ведения бизнеса и фискальную политику. В России при существенной господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло, так что потенциал улучшения условий по-прежнему есть.

Из пяти типов институтов развития инноваций в России успешно функционируют четыре:
  • финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
  • прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации»;
  • финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
В меньшей степени в нашей стране развиты институты, целенаправленно развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

Это направление можно развивать, например, создавая консорциумы и повышая эффективность площадок для диалога об инновациях между игроками из разных отраслей, стартапами и исследовательскими институтами. Центром компетенций для взаимодействия научной и деловой среды могло бы стать специализированное агентство по сотрудничеству производства и науки. Оно могло бы определять приоритетные направления развития в этой области, координировать действия ведомств и меры поддержки различных кластеров.
3. Государство как источник финансирования
3. Государство как источник финансирования
Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования, которые удовлетворяют определенным критериям (как правило, это приоритетные направления развития), а также другие исследования, обладающие значительным потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

Например, еще до того, как коммерческий сектор заинтересовался сланцевым газом, Минэнерго США финансировало фундаментальные исследования в области его добычи. В результате была создана технология промышленного освоения месторождений и сейчас 60% американского природного газа добывается с ее использованием.
Сейчас 60% природного газа в США добывается по технологии, выработанной учеными на деньги Минэнерго задолго до того, как частные фирмы стали интересоваться сланцевым газом
В России государство сыграло существенную роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования. Важное направление дальнейшего развития — модификация подхода к управлению инновациями: внедрение портфельного управления инновационными проектами и исследованиями с учетом развития приоритетных направлений, для чего необходимо развитие новых компетенций. Для эффективной работы с инновациями требуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, так как лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Существенно упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократических препятствий при выдаче грантов.


4. Государство и создание новых компетенций
4. Государство и создание новых компетенций
По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Это меняет требования к ключевым компетенциям сотрудников как в частном, так и в государственном секторе. Важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке, на всем протяжении карьеры.

Бизнес здесь может взять на себя роль лидера в некоторых областях, включая организацию обучения сотрудников без отрыва от работы и предоставление им возможностей повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.
По прогнозам McKinsey, к 2030 году от 10 млн до 800 млн рабочих мест по всему миру может быть автоматизировано
Ряд мировых тенденций, таких как глобализация, размывание границ между работой и учебой, модуляризация, создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. В числе прочих к ним относятся развитие бескампусного вуза, создание модульных курсов по отдельным компетенциям для быстрого обучения специалистов (по аналогии с системой онлайн-образования Coursera), внедрение в программы среднего и высшего образования курсов по развитию новых компетенций XXI века, таких как критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект (EQ), гибкость мышления, предпринимательство и цифровые навыки.

С помощью регуляторной политики государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, создает государственные и частные центры компетенций, поддерживает их функционирование, а также занимается трансфертом зарубежных технологий. Также государство выборочно привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок.

Хорошим примером служит Вьетнам: развивая инфраструктуру и вводя налоговые льготы, страна привлекла таких гигантов, как Intel, Samsung и производителя электроники Foxconn, ведущего партнера Apple. В итоге Intel не только разместил на территории страны свое производство, но и помог запустить программу повышения качества высшего инженерного образования в университетах Вьетнама.


Cледующими шагами для государства могут стать развитие в стране совершенно новых компетенций (таких как управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий (специалисты по управлению инновациями, биотехнологи) в передовых компаниях и университетах с целью развития новых компетенций по примеру ассоциации WorldSkills.
5. Государство и культура инноваций
5. Государство и культура инноваций
Важную роль государство играет в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно активно занимается популяризацией инновационного предпринимательства.

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности, например увеличивая количество инкубаторов и проводя для участников венчурного рынка больше мероприятий и конкурсов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour. Также важны активная пиар-поддержка и распространение историй успеха крупных российских компаний и стартапов, которые пока не известны широкой общественности.

Яркий пример успешной отечественной инновационной компании — «Транзас», один из мировых лидеров в производстве высокотехнологичного оборудования, программного обеспечения и системной интеграции для морского судоходства. На «Транзас» приходится более 35% мирового рынка электронно-картографических и навигационных систем (ЭКНИС), около 25% инсталляций систем управления движением судов (СУДС) и свыше 45% мирового рынка морских тренажеров.
Читайте также
Читайте также