Какие стратегии помогут сохранить бизнес в разгар эпидемии

Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК
Компании, действующие в кризис с оглядкой на будущее восстановление, имеют больше шансов на долгую жизнь

Какие стратегии помогут сохранить бизнес в разгар эпидемии

Об авторе: Артем Кумпель, Управляющий директор «Авито Работа».

Меньше чем за месяц количество подтвержденных случаев новой коронавирусной инфекции в России выросло с единиц до тысячи, — эпидемиологическая обстановка ухудшается и все больше заставляет оглянуться на китайский, итальянский и американский сценарии развития эпидемии.

Коронавирус
Россия Москва Мир
0 (за сутки)
Заразились
0
0 (за сутки)
Умерли
0 (за сутки)
Заразились
0
0 (за сутки)
Умерли
0 (за сутки)
Заразились
0
0 (за сутки)
Умерли
Источник: JHU, федеральный и региональные оперштабы по борьбе с вирусом

По мере распространения заболевания меняется деловая жизнь. Самыми востребованными сотрудниками в большинстве стран мира становятся курьеры, а представители многих других профессий становятся не нужными. Мы в «Авито» видим это по многочисленным запросам клиентов на определенную категорию работников.

Количество размещенных на «Авито Работа» вакансий с 1 по 25 марта в сфере туризма и общественного питания сократилось на 38,9%, в сфере искусства и развлечений — на 27,7%, в индустрии красоты и фитнесе — 19,5%. Количество откликов на вакансии курьеров увеличилось на 25% за неделю по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

Сдерживающие меры российских властей обеспокоенностью населения уже привели к остановке работы предприятий в одних отраслях и ощутимым убыткам в других. По оценке Торгово-промышленной палаты (ТПП), около 3 млн предпринимателей могут прекратить работу, если период карантина и самоизоляции затянется — такой вариант развития событий приведет к потере работы более 8,6 млн человек. Владельцы ресторанов, салонов красоты, турагентств и фитнес-клубов взывают к милосердию арендодателей и помощи властей, параллельно закрывая заведения и увольняя персонал. Согласно исследованию Центра стратегических разработок (ЦСР), каждая вторая компания хочет сократить число сотрудников примерно на 13%.

Рост безработицы из-за эпидемии нового коронавируса — общемировой тренд

По прогнозу Bank of America, в США работу потеряют 3,5 млн человек, уровень безработицы почти удвоится и составит 6,3%. В Китае, по данным Национального бюро статистики, безработица достигла рекордные 6,2% в феврале. И, несмотря на то, что стране удалось взять под контроль распространение инфекции (число ежедневно выявляемых новых случаев сократилось до нескольких десятков, против сотен в России и США и тысяч — в Европе), рынок труда продолжает сжиматься. Количество новых вакансий, опубликованных онлайн, за первые две недели марта сократилось на 4,6% — и это в дополнение к более чем 9-процентному сокращению в феврале. Уровень безработицы — лишь один из показателей, характеризующий ситуацию во второй по размеру экономике мира. За январь—февраль оффлайн-продажи потребительских товаров в Китае упали на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, промышленное производство сократилось на 13,5%, а объем инвестиций в основной капитал — на 24,5%.

Тот факт, что подобное сокращение переживают бизнесы выше названных индустрий во всем мире, едва ли утешит их владельцев и сотрудников в России. Однако тот факт, что эпидемия начала развиваться в нашей стране позже, чем в Китае, Европе и США, позволяет изучить опыт зарубежных коллег и сделать некоторые выводы. Опыт этот, в частности, демонстрирует то, что и так подсказывает здравый смысл: сокращение на рынках — не бесконечный процесс. Вероятная продолжительность такого сокращения — 1—3 квартала, оценивает экономист Андрей Мовчан. К середине марта в Китае 60% малых и средних предприятий возобновили свою работу. А еще опыт показывает, что к восстановлению необходимо готовиться. Сократив большинство сотрудников сегодня, предприниматели лишатся единомышленников, с которыми будут строить бизнес если не завтра, то послезавтра.

Как минимизировать потери, в том числе и кадровые? Существует ряд решений.

Сократить количество рабочих дней или рабочих часов

По прогнозу Международной организации труда (МОТ), из-за пандемии нового коронавируса работу могут потерять почти 25 млн человек по всему миру. Этот факт превращает непопулярную среди сотрудников меру в популярную — если выбирать между сокращением рабочих часов и увольнением, то большинство пойдут на компромисс. Британский производитель керамической посуды Steelite International отреагировал на сокращение заказов переходом на 4-часовую рабочую неделю сроком на полтора месяца. Так производитель рассчитывает переждать трудные времена, которые наступили для его основных клиентов — отелей, ресторанов, круизных лайнеров и других компаний сферы гостеприимства. Другой британский производитель — JSB, изготавливающий тяжелое строительное оборудование — из-за сбоя в поставках комплектующих из Китая сократил рабочие часы для сотрудников с 39 часов в неделю до 34. При этом он решил не сокращать зарплаты пропорционально отработанным часам с тем условием, что сотрудники отработают недостающие часы в будущем — вот оно, планирование периода восстановления.

«Поделиться» сотрудниками с бизнесами, испытывающими острую потребность в кадрах

Предприятия общественного питания, отели и турфирмы столкнулись с оттоком гостей и клиентов, а сервисы доставки и продуктовые ритейлеры испытали острую нехватку рабочей силы. Осознавая то, насколько важна для населения функция доставки на дом и бесперебойная работа продуктовых магазинов, мы решили предоставлять бесплатное дополнительное промо для востребованных во время пандемии определенных вакансий, например, курьеров и водителей-экспедиторов.

В то же время федеральный продуктовый ритейлер «Магнит» разместил более 1,5 тыс. вакансий кассиров, работников торгового зала и грузчиков, а потом решил предоставлять временные рабочие места сотрудникам бизнесов из наиболее пострадавших сфер и договорился об этом с группой компаний «Шоколадница» (управляет одноименной сетью, а также «Ваби Саби» и «Кофе Хауз»), KFC и Burger King. Речь идет о возможности временно трудоустроить 2,5 тыс. человек в 20 городах России. О готовности «перехватить» высвобождающихся сотрудников (особенно с медкнижками) заявил сооснователь и управляющий сервиса доставки продуктов из магазинов iGoods Григорий Кунис — компании нужно 2 000 дополнительных сборщиков и курьеров. Маркетплейс Wildberries, объявивший о возможности трудоустроить 3,5 тыс. человек в 450 населенных пунктах России, запускает специальный сайт всемработавб.рф, призывая компании, желающие поделиться персоналом или найти сотрудников, размещать свои предложения.

Временно перепрофилировать бизнес

Простаивающие мощности и сотрудников ряд компаний возвращают к работе, начав выпускать продукты или предоставлять услуги, которые актуальны во время пандемии. Фабрики люксового холдинга LVMH начали производство антисептического геля и будут бесплатно передавать его во французскую систему здравоохранения. В России тем же решили заняться производители косметики Faberlic и MIXIT, а также производитель пива AB InBev Efes (бренды «Клинское», Bud и др.). Британский производитель бытовой техники Dyson разработает и начнет производить аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), а американский автопроизводитель General Motors предоставит свои мощности и логистическую сеть производителю медицинского оборудования Ventec Life System, которая благодаря этому сможет выпускать 1—2 тыс. аппаратов ИВЛ в месяц против обычных 150.

Для кого-то перепрофилирование — вопрос выживания. Как, например, для отелей, которых «шоковое» падение спроса вынудило начать предоставлять новую услугу: сдавать номера в долгосрочную аренду для желающих самоизолироваться. По этому пути, в частности, пошли французский гостиничный оператор Accor (бренды Novotel, Ibis и Mercure), московский четырехзвездочный отель «Чемодановъ» и питерский пятизвездочный отель «Гельвеция».

Сосредоточиться на доставке и новых каналах продаж

Торговля онлайн и доставка на дом в условиях пандемии — единственный способ существования для предприятий непродуктовой розницы и общепита. В связи с закрытием оффлайн-точек оптимальным кажется вариант переориентировать часть сотрудников, например, официантов, в курьеров-доставщиков ради сохранения их заработной платы.

Абсолютно типичный пример организации работы в этот период демонстрирует предпринимательница Молли Мун, которой принадлежит несколько точек по продаже мороженого в американском Сиэтле, где работает 120 человек. Она ввела подарочные сертификаты на свою продукцию и предлагает клиентам, сидящим на карантине, отправлять друг другу мороженое в качестве поддержки.

Основательница сети детских кафе «Андерсон» сообщила, что сосредоточится на развитии собственной кондитерской фабрики, и надеется расширить каналы распространения своей продукции за счет подключения новых розничных продуктовых сетей. Задача — силами одной только фабрики за месяц выйти на оборот, который делала сеть кафе до начала пандемии, потому что только это дает возможность платить сотрудникам зарплату.

То, что подобные решения приносят результаты, порой превосходящие любые ожидания, демонстрирует пример китайской косметической компания Lin Qingxuan, которая была вынуждена закрыть 40% своих магазинов во время кризиса, включая все отделения в Ухани. Тем не менее, компания перераспределила более 100 консультантов из офлайн-точек продаж в онлайн, такие как WeChat, для виртуального привлечения клиентов. В результате ее продажи в Ухани выросли на 200% по сравнению с продажами предыдущего года.

Сейчас уже ясно, что как прежде не будет. Одни бизнесы уйдут навсегда, другие останутся на плаву, третьи выйдут из ситуации с пандемией в плюсе. Многое зависит от того, насколько компания изначально была готова к резкой цифровой трансформации и какой стратегии будут придерживаться владельцы.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 08.04.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть