Smart Home: умные сервисы для умных горожан
Фото: Astemir Almov / Unsplash

В последние годы цифровизация охватывает все наши жизненные потребности. Не остаются в стороне и бытовые технологии. Много усилий в этом направлении предпринимается на государственном уровне, а успехи по построению «умного» города, достигнутые Москвой, превзошли результаты многих зарубежных проектов. Московский рынок «умных» домов остается самым крупным в России. По оценкам экспертов Discovery Research Group, на Центральный федеральный округ приходится более половины этого рынка в России (52%, или 4,68 млрд руб.). Почти все это — Москва и Подмосковье (3,96 млрд руб., или 44% от всей страны).

Но для обычных граждан цифровизация начинается с малого ― с «умного» дома. Как развиваются такие технологии, возможно ли взаимодействие частных систем smart home с городскими и с чего начать трансформацию своего образа жизни? Попробуем разобраться.

О чем идет речь

Понятие «умный» дом существует уже более 20 лет. Этот термин появился еще в 1990-е годы, когда с помощью проводных решений пытались реализовывать различные аспекты управления повседневными действиями: закрывание штор, включение музыки и света и т. п. Американская корпорация Echelon успешно занималась реализацией проектов умных зданий еще с конца восьмидесятых, многие их технологии пришли и на русский рынок. Системы получались весьма дорогостоящими (речь шла о сотнях тысяч евро), и причина была простой: в каждом доме прокладывалось до 100 км проводов. В итоге сформировался стереотип, с которым приходится бороться до сих пор: «умный» дом ― это долго, дорого, да и не слишком полезно. Данная точка зрения стала главным препятствием для продвижения нового поколения продуктов smart home.

Умный город Искусственный интеллект Интернет вещей Четвертая промышленная революция Облачные технологии IT
Какими станут «умные» дома через десять лет

С развитием различных беспроводных технологий и удешевлением оборудования доступность таких решений повысилась, и концепция «умного» дома вышла на новый уровень. Во многом этот прорыв связан с появлением смартфонов. Сначала были созданы полностью беспроводные решения, управляемые через мобильные приложения. Мобильные операторы МТС и «Билайн» еще в 2013 предлагали решения для дистанционного мониторинга офисов, квартир и загородных домов. Появление удобного голосового помощника в умных колонках придало «смартивизации» дополнительный импульс. Включить лампочку, вскипятить чайник или открыть ворота стало не только удобно, но и интересно. Отдельно можно сказать про связку технологий голосового и удаленного управления устройствами, способную максимально расширить сценарии их применения.

Наличие недорогих продуктов с интересной и полезной функциональностью дало толчок развитию индустрии, а управление голосом стало катализатором происходящих изменений.

Что изменилось

«Умный» дом в сегодняшнем понимании ― это решения, позволяющие за очень небольшую сумму и за десять минут, потраченных на настройку, начать эксперименты по цифровизации своей комнаты. Например, со стартовым пакетом решений для «умного» дома можно установить лампочку и розетку с дистанционным управлением, подключить умную колонку с помощником Алиса. Получается уже маленькая современная экосистема с голосовым управлением. Имея несколько таких взаимосвязанных устройств, можно без проблем выстраивать довольно сложные сценарии, запуская целую последовательность действий с помощью одной команды.

Все больше бытовых устройств становятся «умными», причем речь не только о чайниках, утюгах или холодильниках. Это могут быть и различные датчики, которые контролируют безопасность, сообщая о протечках, задымлении, превышении уровня содержания газа в воздухе, открытии дверей и проникновении в дом. Появляются умные замки, которые легко решают проблему потерянных ключей, и умные кормушки для домашних питомцев.

Для всех этих устройств можно настроить не только голосовое управление, но и расписание их работы. Например, уходя из дома, запускать «умный» пылесос, который после выполнения работы самостоятельно вернется на базу.

Электронные помощники — Алиса, Alexa или Google Assistant — уже сейчас имеют вполне достойную функциональность. Их визуализация в виде красивых голографических девушек, знакомых нам по фантастическим фильмам, ― вопрос ближайшего будущего, и мы совершенно точно к этому идем.

Искусственный интеллект Кибербезопасность IT Big Data
Привет, Siri. Как сделать так, чтобы ты перестала подслушивать?

«Умный» дом становится доступным, простым и удобным. От здоровой конкуренции различных решений всегда выигрывает потребитель. И очень важно, что вокруг таких технологий уже сформировался хороший информационный фон. Это подталкивает все новых людей к их использованию. По оценкам «Яндекса», более 10% владельцев умных колонок применяют технологии умного дома. За первые полгода с момента запуска сервиса «Умный дом», управляемого посредством Алисы, среднее количество «умных» устройств на одного пользователя выросло с 1,6 до 4. И этот показатель продолжает расти.

Будет полезно и для бизнеса

Небольшие компании и крупные офисы тоже с удовольствием займутся сокращением затрат на электроэнергию, повышением удобства и безопасности. Стоит признать, что этот рынок пока еще не охвачен, хотя его потенциал очень велик. Главная задача здесь ― поиск оптимальной структуры решений для «умного» офиса: очевидно, что потребности корпоративных заказчиков несколько иные. Для нас это приоритетная задача на 2020 год.

Очевидно, что массовый сегмент рынка будет наращиваться и в результате маркетинговых усилий производителей, и работой с застройщиками и управляющими компаниями. Но на первых порах решения для умного офиса могут представлять собой еще более перспективный рынок.

Можно с уверенностью утверждать, что Интернет вещей перспективен во всех его проявлениях, он никуда не денется, и его популярность будет быстро расти. Например, с учетом больших расходов на электроэнергию все активнее используются системы «умного» освещения.

Научиться взаимодействовать

Большинство производителей решений класса «умный» дом разрабатывают собственные приложения и платформы, которые продвигают вместе со своими продуктами. Это приводит к появлению «лоскутного одеяла» систем, что подразумевает определенные ограничения: приобретенные устройства категорически «не хотят» общаться с «чужими» платформами. В этом случае зависимость от изначально выбранного бренда проявляется очень ярко. Далеко не всегда пользователю удается собрать взаимосвязанную коллекцию устройств, функционал которых действительно ему необходим.

Отсутствие единого стандарта и приемлемого взаимодействия между различными решениями ― «детская болезнь» всех незрелых технологий, и решается эта проблема с помощью стандартизации протоколов общения между устройствами и платформами. Мы осознанно заключили партнерство с компанией Tuya, которая находится на пути к созданию широкой, открытой экосистемы. С одной стороны, ее платформа является профессиональной и поддерживает много устройств, а с другой ― разработчики активно работают над ее безопасностью. Уже сегодня к платформе Tuya подключено 100 млн устройств, и облачные сервисы Tuya обрабатывают ежедневно более 40 млн запросов, созданных искусственным интеллектом, при этом время отклика составляет всего 10 мкс — это самый быстрый ответ на голосовые команды для современных облачных платформ. Можно ожидать, что именно такие компании станут лидерами рынка.

Синергия «малого» и «большого»

Наша жизнь цифровизируется одновременно сверху и снизу. Рано или поздно создаваемые системы «встретятся».

Как известно, Москва добилась впечатляющих успехов: город внедряет «умные» решения для муниципальных нужд — управление ЖКХ, публичным освещением, водоснабжением. И все эти решения вполне могут взаимодействовать с локальными системами, которые граждане или бизнес используют в своих целях. Более того, максимальная польза будет достигаться именно в результате совместной работы больших и малых систем. Можно ожидать действительно мощную синергию.

«Зеленая» энергетика Энергосбережение Экологичный транспорт Циклическая экономика Устойчивое развитие Благоустройство «Зеленые» рабочие места
Зачем «умному» городу «зеленая» энергия

Голосовой вызов скорой помощи, или датчик задымления в доме, интегрированный с вызовом пожарной службы ― эти связки вполне реализуемы уже сейчас и имеют серьезную ценность. Возможен и более сложный вариант ― интеграция между системами умного дома и электросчетчиками, когда в онлайн-режиме осуществляется управление энергопотреблением собственного дома.

Над созданием такой связки должны работать обе стороны. Для начала, и у города, и у компаний должно возникнуть желание этим заниматься. Тем не менее, позитивная инициатива всегда исходит от властей: только регулятор способен дать старт серьезным переменам в подходах к обустройству жизни горожан.

Начать с малого

Конечно же, потребитель будет подходить к любому изменению своего жизненного уклада поэтапно. Однако примериться к преимуществам «умного» дома вполне возможно: для этого имеется базовый минимум, позволяющий «поиграть» с технологиями. Лампочка, розетка, инфракрасный пульт, «умная» колонка ― и вот уже под рукой есть набор возможностей для управления своими бытовыми потребностями с помощью голоса. Как известно, аппетит приходит во время еды, нужно только правильно определить стартовый пакет. Устройства для «умного» дома ― это конструктор, с помощью которого из маленьких блоков можно построить элегантное и полезное решение, способное сделать вашу жизнь намного ярче.

По оценкам Discovery Research Group, в 2018 году объем рынка систем «умного» дома (Smart Home) в России составил 9 млрд руб. При этом основную его долю (57%, или 5,1 млрд руб.) составляет продажа устройств. На сервисные услуги пришлось 26%, а на услуги по монтажу и подключению — 17%.

Как ожидается, по итогам 2019 года объем рынка вырастет на 16,5% и достигнет 10,5 млрд руб. В ближайшие четыре года этот показатель будет быстро увеличиваться. Драйверами роста станут инициативы со стороны государства, в первую очередь проекты формирования инфраструктуры умного города и умных систем ЖКХ.

Компании пытаются наверстать отставание от зарубежных стран, используя их опыт. С развитием продуктовых предложений и снижением совокупной стоимости владения системами Smart Home, потребители смогут воспользоваться возможностями экономии ресурсов, обеспечения безопасности членов семьи и имущества, что станет основным драйвером рынка.