Нужно ли программистов учить этике и при чем тут научная фантастика
«Не навреди» — главный принцип медицинской этики. А что насчет компьютерных наук? Должны ли ученые-компьютерщики руководствоваться тем же правилом?
Фото: Kim Kyung Hoon / Reuters

Ведущие университеты мира, выпустившие немало известных представителей Кремниевой долины, начали вводить курсы этики и регулирования искусственного интеллекта  в образовательную программу для специалистов в области компьютерных наук. Такая дисциплина есть, например, в MIT, Стэнфордском, Гарвардском, Техасском и других университетах.

Преподавателям этих курсов не надо выискивать примеры: в мире высоких технологий скандалы происходят едва ли не каждый день. Вмешательство Google в политику, утечка данных пользователей Facebook и публикация их на серверах Amazon, доступ компании Cambridge Analytica к цифровым «портретам» миллионов людей — это неполный список того, что случилось в последние годы.

Чтобы не допустить подобных (или еще хуже) ситуаций в будущем, студентов необходимо обучать этике. Некоторые преподаватели даже убеждены в необходимости изучения научной фантастики, пишет издание Wired. Например, Джуди Голдсмит, профессор информатики Университета Кентукки, организовала курс «Научная фантастика и компьютерная этика». Голдсмит уверена, что ее студенты смогут представить себе вопросы, которые возникнут или уже возникают в результате распространения искусственного интеллекта. Например, этично ли с помощью машинного обучения учить дронов убивать людей — даже если это нужно в военных целях?

Вопрос заключается в том, можно ли с помощью анализа научной фантастики избежать проблем в будущем? И помогут ли такие курсы стать студентам в области компьютерных наук более этичными?

Wired: Чему научная фантастика может научить компьютерщиков в плане этики