Как «зеленеют» российские розничные сети

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg
Эксперты «Гринпис» собрали данные о том, какие шаги предприняли российские супермаркеты в поддержку «зеленой» экономики и экологически ответственного потребления за последние полтора года

«Зеленая» экономика представляет собой комплекс процессов, идей и решений, связанных с бережным отношением к природе как базовому капиталу человечества, с попыткой согласовать растущие потребности людей с ограниченностью этих ресурсов. Многие из этих процессов так или иначе замыкаются на том, что и как мы потребляем.

Розничная торговля — самый близкий и понятный рядовому гражданину символ потребительской экономики. Именно поэтому для формирования паттерна осознанного потребления критически важно, какой пример подают покупателям магазины. Это своего рода «революция сверху», воспитание ответственного клиента.

Фото:Ирина Белоносова для РБК
Зеленая экономика Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению

Весной 2019 года «Гринпис» совместно с НИУ ВШЭ подготовили доклад о том, какие экологические практики используют иностранные ретейлеры и что из них можно перенять в России. Теперь «Гринпис» сделал подборку новых практик, которые российские сети розничной торговли внедрили за последние полтора года в поддержку окружающей среды.

«Лента»

1. Кофе в свою кружку

В конце марта 2019 года в пяти кофейнях Санкт-Петербурга, которые находятся в гипермаркетах «Лента», запустили эксперимент по отказу от одноразовых стаканчиков. Кофе теперь там наливают лишь покупателям со своими термокружками. Одновременно компания раздала своим сотрудникам кружки с фирменным логотипом, чтобы наполовину сократить использование одноразовых стаканчиков в офисе. За прошедшие несколько месяцев одноразовых стаканов используют на 60% меньше.

2. Перерабатываемая упаковка

Как и у других розничных сетей, у «Ленты» есть линейка товаров под собственной торговой маркой. В ближайшем будущем компания планирует заменить упаковку этих товаров на более экологически чистую, с возможностью переработки. Для этого надо обсудить программу с 4 тыс. поставщиков.

3. День без пластика

«Лента» планирует один день в году вообще не продавать пластиковых пакетов ни в одном из магазинов, подталкивая покупателей к использованию многоразовых сумок. Акция будет проводиться в День земли 22 апреля начиная с 2020 года.

«ВкусВилл»

1. Пластик за деньги

С февраля 2018 года в магазинах сети «ВкусВилл» ввели плату за полиэтиленовые пакеты-майки для продуктов. Лишь за первый месяц после этого их стали покупать на 2,1 млн меньше. Одновременно в десять раз выросли продажи многоразовых продуктовых экосумок.

2. Экомешочки

Вскоре после отказа от бесплатных пакетов «ВкусВилл» расширил ассортимент за счет многоразовых мешочков для взвешивания овощей и фруктов. Альтернатива рулонам пластиковых пакетов в торговом зале оказалась довольно популярной: ежемесячно магазины сети продают около 20 тыс. многоразовых мешочков.

3. Безотходный отдел

В марте 2019 года в московском «ВкусВилле» на Большой Очаковской улице открылся первый отдел продуктов без упаковки. Орехи, сухофрукты, макароны, мармелад продаются на развес либо в принесенный с собой пакет, либо в многоразовую упаковку, которую можно купить тут же в магазине. По стоимости такая продукция на 5–25% дешевле аналогичных товаров в заводской упаковке.

Фото:Cole Burston / Bloomberg
Зеленая экономика Сколько россиян готовы целиком перейти на товары в экологичной упаковке

«Азбука вкуса»

1. Пластик за деньги

В октябре 2018 года сеть «Азбука вкуса» отказалась от бесплатных пластиковых пакетов на кассе. Раньше ретейлер раздавал 7 млн таких пакетов в месяц, это примерно 36 т, или 60% потребляемого компанией пластика.

2. Кофе в свою кружку

Незадолго до «Ленты» схожую акцию запустила и «Азбука вкуса»: с января 2019 года при покупке напитка в кофейне при магазине те из клиентов, кто приходит со своей кружкой вместо одноразового стакана, получает 500 бонусов на карту лояльности.

Отказ от бесплатных пакетов и сокращение использования одноразовых стаканчиков только первые два шага экологической стратегии «Азбуки вкуса». До 2022 года ретейлер планирует развивать сеть сбора мусора и сократить использование одноразовой упаковки товаров.

Обновлено 29.08.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть