Зеленые воротнички: как корпорации заботятся об окружающей среде

Фото: Ирина Белоносова для РБК
Фото: Ирина Белоносова для РБК
Пионерами зеленой экономики в России, как правило, выступают представители малого и среднего бизнеса. Крупным компаниям перестроиться сложнее. Пример подают иностранные корпорации

Комплексный утилизатор

IKEA — белая ворона среди крупного бизнеса, работающего в России: шведская компания сильно опередила конкурентов во внедрении «зеленых» практик, говорит руководитель токсической программы «Greenpeace Россия» Алексей Киселев. «Мы стремимся, чтобы как можно меньше отходов отправлялось на полигон. В первую очередь стараемся сокращать объем — например, используем многоразовые палеты. Мусор, который неизбежно образуется, сортируем и сдаем в переработку», — подтверждает Наталья Бенеславская, руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды «IKEA Россия».

Российский офис IKEA в совокупности сдает в переработку 69% своих отходов (в среднем по стране показатель не превышает 5%). За вывоз и захоронение на полигонах остального (31%) приходится платить, но итог все равно положительный: за 2018 год продажа вторичного сырья принесла российской сети 27,7 млн руб. прибыли.

Самый рентабельный мусор — картон: его не просто сдают в переработку, а отправляют обратно поставщику и возвращают в магазины в виде коробок, которые продают покупателям. По подсчетам компании, за три года по системе замкнутого цикла переработано 2,2 млн т картона. Это сэкономило бизнесу уже около 30 млн руб.

IKEA в цифрах (Данные российского подразделения компании)

  • 69% внутренних отходов магазины IKEA сдают в переработку.
  • 30 млн руб. за три года сэкономила корпорация благодаря переработке картона.
  • 27,7 млн руб. заработала на продаже вторсырья в 2018 году.
  • До 8 млн руб. тратит IKEA на каждый пункт раздельного сбора мусора.
  • 7,5 млн руб. составили расходы корпорации на утилизацию батареек с 2014 года.
  • 57 т б/у постельного белья собрала IKEA у покупателей с 2018 года.

В переработку IKEA сдает и картонные уголки для упаковки палет (поддонов). Этот вид отходов долгое время отправлялся на полигоны — в уголках содержится до 30% клея, из-за чего предприятия отказывались от работы с таким мусором. Но компания договорилась с Солнечногорским опытно-механическим заводом — теперь сырье поставляется на производство по сниженной ставке, что позволяет рентабельно его перерабатывать и возвращать в магазины в виде пульпер-картона (как, например, в упаковках для яиц). Это вторсырье IKEA использует для наполнения посылок.

Компания помогает развивать осознанное потребление и своим покупателям. С 2015 года в магазинах IKEA открываются пункты раздельного сбора мусора с контейнерами для пластика, стекла, металла, бумаги и упаковок Tetra Pak. Эту инфраструктуру компания запустила, чтобы поддержать энтузиастов, готовых сортировать бытовые отходы. Пункты уже работают в подмосковных Химках и Котельниках, а также в Казани, Самаре и рядом с Краснодаром. На оснащение каждой контейнерной площадки компания тратит от 1 млн до 8 млн руб. Собранное сырье продается профильным переработчикам.

Многие покупатели едут в магазины специально для сдачи отсортированного дома мусора, так что иногда перед площадками выстраиваются очереди, отмечает Бенеславская. В ­2018-м компания накопила в контейнерах 30 т отходов. Правда, прибыль «съедают» логистика и затраты на обслуживание инфраструктуры, признает менеджер.

IKEA уверена в судьбе отходов, за которые взяла на себя ответственность. Всех подрядчиков и партнеров IKEA проверяет с помощью специального отдела по аудиту.

Тем не менее бытовые отходы населения хотя бы не приносят IKEA убытков в отличие от сбора батареек и лампочек, еще одной важной «зеленой» инициативы. Опасные отходы компания помогает покупателям утилизировать с 2014 года. Бюджет проекта достиг 7,5 млн руб. и продолжает расти. Батарейки и лампочки IKEA собирает в специальные контейнеры и затем платит за их вывоз и утилизацию. За батарейки отвечает крупнейший в России «профильный» завод «Мегаполисресурс» из Челябинска, за лампочки — несколько компаний-посредников.

С июня прошлого года IKEA принимает в переработку постельное белье. Сначала за сырье компания давала скидку 15% на аналогичную товарную категорию, теперь принимает его без дисконта. Результат впечатляет: за восемь месяцев покупатели принесли 57 т белья. Из этого объема 9 т отправили малоимущим, остальное ушло на переработку. Эта акция IKEA дохода не приносит, а для партнера сети, благотворительного фонда «Второе дыхание», и вовсе убыточна.

Менеджер подчеркивает: IKEA уверена в судьбе отходов, за которые взяла на себя ответственность. Всех подрядчиков и партнеров IKEA проверяет с помощью специального отдела по аудиту. Первая проверка проводится на этапе заключения договора — IKEA запрашивает необходимые документы, после чего аудитор выезжает на производство или в офис контрагента.

После того как договор заключен, проверки повторяются каждые год-два. «Проверки тщательные, занимают обычно один-два дня. Если встречаются несоответствия, мы даем партнерам три месяца на устранение. Если повторный контроль выявляет проблемы, разрываем отношения», — рассказывает Бенеславская.

По ее словам, в целом «зеленый» курс выгоден компании — доходы превышают расходы, пусть и незначительно. У проектов есть и социальная миссия, добавляет она: «Люди хотят жить экологично, но инициатива часто затухает на корню: народ или не знает, что делать, или не имеет доступа к инфраструктуре. Мы решаем эти проблемы и популяризируем осознанное потребление. Надеюсь, не мы одни».

Жир для Европы

Продуктовые сети — лидеры по образованию отходов среди ретейлеров: в магазинах накапливается упаковка от поставщиков, в торговом зале фрукты и овощи взвешиваются в отдельных пакетах, сплошь в пластике и вся готовая продукция. Самый распространенный ответ продавцов на «зеленые» вызовы — отказ от полиэтиленовых пакетов или хотя бы от их бесплатной раздачи.

Чуть глубже в реализации экологической политики пошло российское подразделение немецкой сети гипермаркетов Globus. Компания работает в стране с 2006 года, управляет четырнадцатью магазинами в Подмосковье и крупных городах центральной части страны.

«У нас существует единая корпоративная культура. Представитель семьи Брух, пять поколений которой владеют Globus, приезжает в Россию раз в два месяца и много говорит о социальной миссии и заботе об окружающей среде. Но никаких директив сверху нет — представительство в каждой отдельной стране само решает, как строить работу в части экологических инициатив», — рассказывает Анастасия Григорьева, руководитель экологических проектов российского офиса Globus.

Фото:Ирина Белоносова для РБК
Зеленая экономика Как перерабатывают ртутные лампы и другие опасные отходы

«Зеленую» работу начали с отладки внутренних процессов: сортировали мусор, отправляли отходы на переработку, оснащали помещения датчиками для экономии электричества и обучали осознанному потреблению сотрудников. «Мы сразу определились, что не будем спасать китов в Арктике, а сосредоточимся на себе», — поясняет Григорьева. Такой подход на 25% повысил энергоэффективность сети в сравнении со средним показателем для аналогичных магазинов, утверждает менеджер.

С 2013 года Globus также принимает у населения батарейки и лампочки. Баки для сбора установлены во входных порталах магазинов — между первыми и вторыми дверьми. По правилам безопасности контейнеры не должны контактировать с продуктами питания, а магазин обязан периодически проводить замеры уровня ртутных паров на площадках. Утилизация опасных отходов — дело затратное, подтверждает Григорьева: за каждую лампочку сеть платит по 20 руб., за 1 кг батареек — 150 руб. Расходы — порядка 300 тыс. руб. в квартал. На каждом этапе составляются договоры и акты утилизации — Globus остается уверенным, что подрядчики утилизируют отходы, а не сгружают нелегально.

Внутри магазинов также появились урны для приема макулатуры и перерабатываемого пластика. Если батарейки и лампочки принимают на постоянной основе, то бумагу и пластик — в рамках специальных акций несколько раз в год. «Мы пробовали урны для раздельного сбора мусора, но люди еще не совсем понимают, что такое вторсырье, и приносят из дома несортированные отходы», — констатирует Григорьева.

Собранное вторсырье и собственные отходы сортируются и прессуются в специальных цехах на прилегающей территории. Каждый магазин заключает договоры с несколькими подрядчиками, которые вывозят получившиеся кипы на заводы по переработке. За тонну макулатуры сеть получает 9,1 тыс. руб., за тонну пластика — 8 тыс. руб., за тонну пленки — 25 тыс. руб.

Во всех гипермаркетах работают отделы кулинарии. В месяц каждый производит от 0,5 т до 1,2 т фритюрного жира — смеси растительных масел, образующихся в процессе жарки. Обычно эти отходы сливают в канализацию, засоряя сточные воды. Globus научился их перерабатывать: через российских посредников сеть продает жир в Европу, где тот превращается в биогаз или используется в лакокрасочном производстве. За тонну отходов гипермаркеты получают 20 тыс. руб. «Но основная выгода в том, что мы не наносим вреда водоканалам и водным объектам», — говорит инженер-эколог Globus.

По ее словам, если сложить доходы и расходы от всех экологических инициатив, «получается положительная величина». Объем прибыли сеть не раскрывает. Григорьева обращает внимание и на другой коммерческий аспект — в случае новых «зеленых» законов компании не придется перестраивать работу и наращивать инвестиции.

Globus в цифрах

  • 0,5–1,2 т фритюрного жира ежемесячно образуется в магазинах Globus.
  • 10–25 тыс. руб. прибыли в месяц приносит компании продажа жира в Европу.
  • 9,1 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной макулатуры.
  • 8 тыс. руб. получает компания за 1 т сданного пластика.
  • 25 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной пленки.
  • До 300 тыс. руб. в квартал тратит Globus на утилизацию опасных отходов.
  • 20 руб. тратит Globus на утилизацию опасных отходов.
  • 150 руб. стоит для компании утилизация 1 кг батареек.

Куда уходит техника

Заботиться об окружающей среде учатся и российские ретейлеры. Среди них — крупнейший в стране продавец бытовой и оргтехники группа «М.Видео-Эльдорадо» (слияние компаний произошло в апреле 2018 года). Как и продуктовые сети, компания начала внедрять «зеленые» стандарты с отказа от бесплатных пакетов еще в 2007 году. «Когда есть возможность взять бесплатно, люди берут два, три, пять пакетов — вред окружающей среде очевиден», — говорит президент и основатель компании Александр Тынкован.

Позднее сеть перешла на бумажные пакеты. Пакеты стоят от 10 до 20 руб., на их закупку сеть тратит около 30 млн руб. в год, а продает на 36 млн руб. Оставшиеся после реализации средства компания перечисляет на проекты по поддержке лесов в России. «Мы закупаем FSC-сертифицированные пакеты, то есть для их производства используются не дикие, а культивированные леса. Сейчас лес стал как картошка, это возобновляемая культура. Более того, покупая наш пакет, вы помогаете посадить дерево. Часть выручки от продажи мы направляем как раз на восстановление лесов», — уточняет Тынкован.

Впрочем, пакеты для «электронного» ретейла не основная болевая точка. Гораздо больше вреда природе наносит техника, которую люди выбрасывают вместе с бытовым мусором — так токсичные отходы попадают на полигоны и свалки. Компании не первый год пробуют помогать покупателям с утилизацией опасного мусора. Первой сбор старой техники в обмен на скидку еще восемь лет назад запустила «Эльдорадо». «М.Видео» опыт быстро скопировала — и с тех пор ретейлеры развивают проект в рамках специальных акций. Собранная в магазинах и вывезенная по заявкам покупателей техника отправляется сначала на склады, затем партнерам-утилизаторам. Группа «М.Видео-Эльдорадо» работает с тремя такими компаниями — «РусУтилит», «Вторсинтез» и «ЭкоУтилизация».

Тынкован признает, что сеть не отслеживает дальнейшую судьбу техники: «Сказать честно, мы не знаем, насколько корректно партнеры дальше поступают с техникой, но доверяем им. Мы технически не были готовы проводить регулярный аудит, но с ростом популярности акции хотим его наладить».

РБК поговорил с компаниями, которые утилизируют технику из «М.Видео», и убедился, что она действительно идет на переработку. «РусУтилит», например, выступает посредником в производственной цепочке. Компания перевозит технику с московского склада «М.Видео» на собственную площадку в Екатеринбурге, где разбирает сырье на составляющие. Сначала вручную, с помощью отвертки (извлекаются электронные платы), затем через аппарат-дробилку (отделяются цветные и черные металлы, перерабатываемый пластик, остатки перемалываются в крошку). Вторсырье прессуется в кубы и отправляется на мусороперерабатывающие и аффинажные заводы, где из плат извлекают элементы золота. Посредникам вроде «РусУтилита» бизнес на утилизации не приносит большой прибыли. «Все, что связано с драгметаллами, кажется людям Клондайком. Но утилизация не высокорентабельный бизнес, недаром на Западе он часто дотируется государством», — объясняет Вячеслав Бондаренко, руководитель отдела утилизации «РусУтилита». У конкурентов, которые совмещают функции агента и утилизатора, ситуация получше — рентабельность доходит до 170%, сообщил РБК представитель «ЭкоУтилизации».

По словам Тынкована, покупателям нравится менять старую технику на скидки — в периоды акций продажи подскакивают в среднем в два-три раза: «Накладываются два фактора — желание выгоды и помощь экологии». Для сети проект — «абсолютно коммерческая история», пусть очевидной выгоды утилизация и не приносит: прибыль съедает логистика и аренда боксов на складах.

Акция по сбору старой техники пока проходит раз в год. Но в планах — ее перевод на постоянный режим, уже в рамках «социальной миссии» бизнеса, говорит Тынкован. «С одной стороны, мы вызываем положительные эмоции у покупателя, с другой — лояльность у сотрудников. Текучка розничного персонала у нас в итоге на уровне 30% при средних для ретейла 60–70%. Это ни за какие деньги не купишь», — заключает бизнесмен.

Обновлено 28.08.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть