Александр Цыганков: «Бесплатный пакет — это уже не сервис»
Куратор экологических проектов сети «ВкусВилл» рассказал РБК, как ритейлер поддерживает и развивает экопривычки своих покупателей
Фото: Владислав Шатило / РБК

Небумажная должность

Экопроекты «ВкусВилла» — это прежде всего о том, что мы как ритейлер готовы слышать своего покупателя. Мы не проповедуем экологичность и устойчивое развитие — это не наша задача, но мы откликаемся на запросы покупателей. При этом никто не делает вид, что в компании все без исключения безумно вовлечены в эту тему, такого лицемерия здесь нет. Но определенные шаги мы предпринимаем даже в офисе, так как есть группа людей, которым это ценностно близко.

В большинстве компаний «эколог» занимается в основном бумажной работой, пытаясь привести природоохранное законодательство и реальность в соответствие. Но «ВкусВилл» решил, что хочет заниматься экологией не только обязательной, но и «добровольной». Если упрощенно, то этот вид «экологии» необходим, когда законодательство не успевает за скоростью, с которой развиваются жизнь, мир и общество. Теперь это называется модным словосочетанием «устойчивое развитие». Речь идет о том, что, если компании сейчас не начнут подпрыгивать немножко выше, чем должны, все скоро закончится. И не в масштабе нашей страны, а в масштабах планеты.

Фото: Владислав Шатило / РБК

В нашей компании все началось с батареек. «ВкусВилл» организовал сбор в четырех магазинах еще в 2014 году. С 2016-2017 годов это распространилось на всю сеть и стало правилом: открывается новый магазин — там обязательно будет контейнер. Сбор батареек, по сути, стал одним из сервисов. Раньше считалось, что сервис — это когда тебе дали бесплатный пакет. Но в нашем случае сервис не связан напрямую с покупкой, это скорее возможность для покупателя сделать что-то полезное во время совершения покупки. Бывает и наоборот: на одной из встреч с основателем сети «ВкусВилл» Андреем Кривенко кто-то из покупателей так и сказал: «Я пришел сдать батарейки, а обнаружил магазин с прикольными продуктами». Это тоже один из стимулов для развития экологической темы. К 2018 году стало понятно, что вариантов того, как можно заниматься «необязательной экологией», достаточно много, и спрос на это есть.

Пакет не нужен

Так как «ВкусВилл» — это ритейлер, он в принципе не должен нести ответственность за утилизацию упаковки или оплачивать «эконалог». Исключение составляют кофе с собой и свежевыжатые соки в бутылочке из сокомата — мы продаем это как отдельный продукт, у которого есть упаковка. Но мы несем ответственность за пакеты.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Чтобы решать проблему отходов, нужно, в первую очередь, предотвращать их образование. Пока у нас нет возможности утилизировать пакеты, но мы стараемся сделать так, чтобы их в принципе стало меньше. С февраля 2018 года компания отказалась от выдачи бесплатных пакетов. С того момента доля чеков с пакетами снизилась на 10 п.п. и сейчас составляет 27%. С 2019 года плата за пакеты стала выше. И мы стараемся взаимодействовать с покупателями, подталкивая их к осознанному образу жизни, не только рублем. В первую очередь, мы ввели в ассортимент многоразовые сумки. Потом провели акцию: людям, которые купили у нас многоразовую сумку, а дальше в течение месяца не покупали одноразовые пакеты, мы возвращали стоимость сумки на карту. Фактически дарили ее — около 15 тыс. человек получили деньги назад. Эту акцию мы планируем повторить.

Также во всех магазинах у нас появились многоразовые мешочки для фруктов и овощей. Среднее количество их продаж в месяц — 10 тыс. штук. Так как у нас нет ни одного помещения, которое бы в точности повторяло другое, выкладка в магазинах может из-за этого очень отличаться. Так что иногда эти экомешочки, как сотрудники госбезопасности, не видны, но они там есть.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Наша глобальная задача — не продать как можно больше многоразовых сумок, а привить людям привычку к их постоянному использованию. Мы проводим исследования, анализируем статистику и видим, что есть люди, которые покупают сумку, а потом снова возвращаются к пакетам. Поэтому помимо просветительской работы мы сейчас в одном из городов на шести магазинах будем тестировать новую систему экологического премирования: если в чеках у покупателя нет пакетов, неважно, купил он у нас сумку или нет, мы все равно будем начислять ему бонусы.

Есть еще очень интересный пласт людей, которые уже вроде как ведут немного осознанный образ жизни. Мы анализируем их чеки и видим, что вот они купили сумку, потом снова купили сумку, а потом еще раз… К слову, всего в месяц мы продаем около 115 тыс. многоразовых сумок. Таким образом, мы видим, что у этих покупателей уже есть какая-то аллергия на пакеты, но привычка носить сумку с собой пока не сформировалась. Мы решили им помочь, организовав совместно с РБК акцию по аренде сумок: «Вот, пожалуйста, вам сумка, вы ничего за нее не должны. Верните, когда будет удобно». Главное, чтобы люди, приходя домой, не встречали пакет с пакетами.

Осознанное потребление Ecofriendly Экологическое сознание Загрязнение Циклическая экономика Органические продукты
«Пакет не нужен!»: совместная акция РБК и «ВкусВилл»

«Необязательная экология» выражается у нас не только в борьбе с пакетами, но и в других, самых разных, формах. В ряде магазинов стоят аппараты по приему бутылок — фандоматы. Совместно с заводом по переработке «Пларус» в Зеленограде мы организовываем сбор пластиковых бутылок. Еще один проект — сбор крышечек от бутылок. В нем переплетаются и благотворительность (вырученные средства идут фонду «Отказники», помогающему сиротам), и экология.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Также мы организовали мобильный — так как в магазинах мало места — пункт приема упаковки, с помощью которого в сентябре собрали 3 тонны мусора. Его мы поддерживаем совместным просветительским проектом с компанией «Эколайн», в рамках которого рассказываем покупателям про то, какую упаковку можно сдавать в переработку и где находятся ближайшие пункты приема. Еще совместно с приложением «Кошелек» мы начали сбор на переработку пластиковых карт.

Какое-то время назад у нас в продаже появилась туалетная бумага, сделанная из вторсырья. Сейчас мы хотим сформировать из этого отдельную линейку экологичных товаров и товаров, которые будут помогать людям вести безотходный образ жизни. Мы уже продаем многоразовые трубочки, многоразовые бахилы, восковые салфетки, разнообразные мешочки. В этом же магазине — на Большой Очаковской — есть отдел товаров на развес и розлив. Там сейчас уже больше 60 наименований и цены ниже стандартных на 15-20%. Мы работаем над тем, чтобы эту историю масштабировать.

Смотри на упаковке

Конечно, никакого прямого «профита» от этих инициатив у нас нет. Только на фандоматы ежемесячно мы тратим несколько сот тысяч рублей, а в случае с батарейками сумма расхода переваливает за миллион в месяц. Но мы видим, как важна эта тема нашим потребителям. Нам ежедневно приходит как минимум два сообщения по теме «экология». И это не считая комментариев в социальных сетях. Львиная доля сообщений посвящена вопросам, связанным с упаковкой и используемыми материалами. И если раньше вопросы по поводу упаковки сводились к ее надежности и эстетичности, сейчас пишут в основном с вопросами о материалах.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Когда стало понятно, что эта тема живая и нарастающая, было принято решение обратиться к экспертам. Мы провели исследование и составили внутренний документ под названием «Критерии выбора упаковки», где закреплено, что бы нам не хотелось в упаковке видеть. После этого компания начала общаться с поставщиками. Конечно, они совсем не привыкли разговаривать на такие темы, мало кто понимает, зачем это нужно, но приятно, что в ряде случаев предоставленная нами информация не канула в лету и работа дала плоды: за год несколько поставщиков поменяли упаковку на более экологичную. Дальше мы думаем над тем, как попробовать «подсвечивать» примеры тех поставщиков, которые меняют упаковку осознанно. Пока мы не до конца понимаем, как мотивировать поставщиков на конкуренцию в плане экологичности упаковки, но работа ведется.

Сейчас также много говорят о введении 100%-го норматива утилизации упаковки (нынешний норматив — 5-35% в зависимости от группы товаров. — РБК). Звучит очень логично. Ведь если ты произвел десять газировок, то почему отвечать тебе только за две? А остальные восемь? К сожалению, пока система не работает даже при крохотных нормативах утилизации, и вряд ли все заработает при введении 100%. У нас не развита для этого инфраструктура, нет адекватной законодательной базы. Ты пытаешься понять, как выполнить норматив, но дальше как в «Принце Персии»: перед тобой обрыв, какие-то ножи и чудище сверху. Конструкция системы ясно говорит, что те, кто ее создают, не хотят, чтобы все пришло к декларируемой цели. 100%-й норматив будет работать на увеличение налоговых платежей, а не объемов утилизации мусора.