Сколько россиян готовы целиком перейти на товары в экологичной упаковке
По данным Ipsos, каждый третий россиянин готов отказаться от товаров в неперерабатываемой упаковке. Но только 2% считают, что потребители также должны что-то предпринять сами, чтобы решить проблему с переизбытком мусора
Фото: Cole Burston / Bloomberg

Экологичность упаковки становится фактором, который влияет на выбор покупателями товаров и даже магазинов, свидетельствуют результаты глобального исследования компании Ipsos. Ее специалисты провели с 22 февраля по 8 марта 2019 года онлайн-опросы в 28 странах, в которых приняли участие 19,5 тыс. респондентов.

Согласно данным исследования, 31% опрошенных в России потребителей готовы отказаться от товаров в упаковке, которую нельзя переработать. Немногие готовы пойти дальше и перестать совершать покупки в магазинах, которые продают много товаров в такой упаковке, — об этом заявили 7% опрошенных россиян. Это самый низкий уровень по 28 странам исследования, средний же показатель по миру — 20%.

Потребители все чаще обращают внимание на состав упаковки и возможность ее переработать, утверждает представитель российского офиса Unilever Ирина Антюшина. Директор по коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова также отмечает, что потребителей стала больше волновать экологичность упаковки. По ее мнению, это «очень позитивная тенденция», поскольку в этом вопросе важна осознанность как ретейлеров, так и клиентов.

В ноябре 2017 года «Ашан» в России уже перестал выдавать посетителям гипермаркетов бесплатные пластиковые пакеты. Вместо них ретейлер предлагает экопакеты, на 40% состоящие из переработанных материалов, а также бумажные пакеты и сумки многоразового использования. Свое решение в компании объяснили заботой об экологии. Позднее от бесплатных пластиковых пакетов отказалась также «Азбука вкуса».

Тенденция отказа от покупок товаров в неэкологичной упаковке действительно есть, подтверждает директор по связям с общественностью «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. Но продвигают ее, по его словам, в основном природоохранные организации, блогеры и небольшая группа «продвинутых потребителей». Большинство покупателей волнуют в первую очередь качество, натуральность и безопасность самой продукции, а не экологичность упаковки, добавляет Голубков.

Для решения проблемы мусора опрошенные россияне видят два основных пути. Более половины опрошенных (51%) считают, что для сокращения объемов мусора нужно использовать упаковку повторно. Еще 40% готовы покупать товары из переработанных материалов.

Уменьшать объемы лишней упаковки должны сами производители товаров, считают 34% опрошенных россиян. В других странах мира так считает только каждый пятый опрошенный. Зоной ответственности правительства проблему лишней упаковки считают 15% россиян, а 8% — что за это должны отвечать ретейлеры. При этом сами россияне не хотят предпринимать усилий: только 2% опрошенных считают, что решать эту проблему должны потребители. Для сравнения: в других странах своей зоной ответственности это считают 9% опрошенных.

  • Компания Mondelēz International, производитель шоколада Milka и печенья «Юбилейное», уменьшает количество упаковки с 2013 года и к 2020-му рассчитывает снизить объем упаковки на 65 млн кг по всему миру, рассказал представитель российского офиса. Также к 2025 году компания планирует полностью перейти на перерабатываемую упаковку.
  • Unilever также рассчитывает к 2025 году перейти к полностью перерабатываемой упаковке, а к 2020 году — снизить на 50% объем всей упаковки, отказавшись от избыточной и одноразовой. При этом сегодня около 80% полимерной упаковки, которая используется при производстве продукции Unilever в России, пригодно к переработке, добавила представитель компании.