Как циклическая экономика может сгладить ущерб экологии
Экономика многократного использования сырья позволит сократить производство отходов человеком вплоть до 80%. Аналитики ОЭСР оценили пользу и «подводные камни» циклической экономики, а также способы господдержки
Фото: Jasper Juinen / Bloomberg

Циклическая экономика — она же экономика замкнутого цикла — представляет собой альтернативу классической линейной экономике, основанной на принципе «производство — использование — утилизация». Задача циклической экономики — как можно более широко использовать возобновляемые ресурсы и в идеале переход на безотходное производство. Многократное использование одного и того же материала как сырья поможет минимизировать экономический ущерб окружающей среде, уверены аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — «клуба» 36 наиболее развитых стран мира. В своем исследовании «Бизнес-модели циклической экономики» они рассмотрели основные вызовы и возможности циклической экономики и то, как правительства могут поспособствовать ее внедрению.

Что такое циклические бизнес-модели

Циклические бизнес-модели меняют направление движения продуктов и материалов по всей экономике, чем помогают сократить отрицательное воздействие добычи, использования и утилизации этих материалов для природы. Речь идет не только о совершенствовании конкретного производственного цикла или фабрики, но в целом об изменении процесса производства и потребления. Например, не просто обращаться с природными ресурсами более эффективно, а не использовать их вовсе. Можно выделить пять основных направлений подобных бизнес-моделей.

1. Модель циклической поставки — замена традиционных (первичных) источников сырья возобновляемыми или биологическими материалами, вторсырьем.

2. Модель вторичного использования — переработка отходов во вторсырье с последующим использованием.

3. Модель продления срока службы — замедляет оборот продукции в экономике, сокращая тем самым темпы образования новых отходов.

4. Модель шеринга — совместное использование (шеринг) одного продукта разными потребителями, что снижает спрос на новые продукты.

5. Сервисные модели — выстроены вокруг предоставления услуг, нежели продажи продуктов, стимулируя разработку экологически чистых продуктов и ответственного потребления.

При этом нельзя сказать, что рамки этих направлений установлены жестко: многие компании сочетают ту или иную бизнес-модель. Например, предприятие может производить определенную продукцию, заниматься его переработкой и одновременно предоставлять некие услуги в рамках «зеленой» экономики. Также бизнес-модели не существуют в изоляции — если одна компания выбирает для себя определенное направление, ее партнеры могут избрать связанную бизнес-модель.

Вообще, аналоги указанных моделей существовали веками, примерами могут служить такие явления, как аренда или лизинг. Разница же в том, что в современном мире эти модели становятся все более сложными и разнообразными. Если мы говорим об автомобиле, можно вспомнить как использование вторичных или переработанных материалов для запчастей, так и каршеринг. Последнее особенно касается тех регионов, где мобильность для человека важнее самого факта обладания транспортом.

Потенциал циклических моделей для охраны природы

Замыкая ресурсную цепочку и замедляя движение продукции внутри экономики, циклические бизнес-модели сокращают негативный эффект хозяйственной деятельности на экологию. Например, использование в производстве вторсырья, а не невозобновляемых ресурсов, способно сократить выбросы парниковых газов вплоть до 90%, в зависимости от отрасли. Восстановление полностью использованной продукции снизит объемы создания отходов до 80%.

По экономике шеринга практических данных немного, но совместное использование одного продукта также должно сократить ущерб для экологии. Здесь переход от принципа владения к принципу доступа создает множество новых возможностей в продуктовом дизайне, в потреблении и в конечном итоге в утилизации. Для производителей это стимул создавать долговечные и легкоперерабатываемые вещи. Для потребителей же плата не за продукт, а за предоставляемую им услугу неизбежно приведет к поведенческим сдвигам. По разным данным, те, кто в городских условиях часто прибегает к каршерингу, сокращают среднюю дистанцию, пройденную на автомобиле, на 15–40%.

В то же время остается несколько очевидных рисков, связанных с внедрением циклических бизнес-моделей.

  • Наращивание производства биологических материалов приведет к изменениям в земляном покрове, а это окажет дополнительное давление на экосистему планеты и биоразнообразие.
  • Без должного контроля переработка и вторичное использование материалов в массовых масштабах сделает общество более уязвимым к токсичным веществам, содержащимся в этом сырье.
  • Побочным эффектом распространения шеринговой модели может стать отход от принципов экологичности. Например, развитие каршеринга сделает поездки на личном автомобиле более популярными в ущерб общественному транспорту.
  • Кроме того, дешевизна и удобство шеринговой экономики высвобождает у граждан определенное количество денег, которые могут пойти на рост потребления с соответствующим негативным эффектом для природы.

Масштабы применения

Надо признать, что рыночная доля циклических бизнес-моделей сейчас в основном невелика, за исключением нескольких узких экономических ниш. Например, это принцип повторного использования сырья в сталелитейной промышленности. С другой стороны, недостаточное проникновение циклических моделей означает и то, что их рыночной доле есть куда расти.

Осознанное потребление Органические продукты Загрязнение Циклическая экономика Экологическое сознание
Сколько россиян готовы целиком перейти на товары в экологичной упаковке

Уже сейчас можно сказать, что использование некоторых моделей растет опережающими рынок темпами и связано это во многом с развитием технологий. Речь идет о прогрессе в целом — от совершенствования обрабатывающего производства до повсеместного проникновения интернета, смартфонов и связанных с ними услуг. За десять лет Airbnb прошел путь от некой диковинки до крупнейшего игрока на рынке краткосрочной аренды жилья. Число же пользователей каршеринга в мире растет сейчас со среднегодовыми темпами около 65%.

Другие бизнес-модели можно назвать уже достаточно зрелыми, прошедшими проверку временем. Например, последние 40 лет доля вторсырья в производстве промышленных металлов составляла в разные годы от 15 до 35%. Чтобы расширить рыночную долю зарекомендовавших себя циклических моделей, потребуются комплексные решения на уровне правительства.

Что потребуется от правительства

В конечном итоге переход к заметно более ресурсосберегающей экономике, при которой ущерб окружающей среде, связанный с производством и потреблением, заметно ниже нынешнего, потребует глубокого проникновения в жизнь указанных циклических бизнес-моделей. Правительственная политика может играть важную роль в преодолении препятствий, мешающих конкурентоспособности этих моделей.

  • Например, обеспечить полное отражение издержек производства и потребления продукта для экологии в рыночных ценах.
  • Продвигать сотрудничество по всей производственной цепочке внутри сектора экономики и между ними. Например, создание промышленных кластеров, поддержка онлайн-рынков материалов, установление системы сертификации вторсырья и так далее.
  • Сделать так, чтобы нормативно-правовая база соответствовала задаче продвижения циклических моделей, а не помогала сохранять статус-кво.
  • Совершенствовать информационные и образовательные программы, объясняя гражданам непреднамеренные последствия их поведения как потребителей. Сюда можно отнести такие косвенные шаги, как требования маркировки товаров.
  • Наконец, прямо поддерживать производство продуктов циклической экономики или же спрос на них. К первому относится введение стандартов экологического проектирования, расширенной ответственности производителя, а также целевое финансирование научных разработок. Ко второму — дифференциация ставок НДС, стандарты маркировки товаров и даже специальные «зеленые» госзакупки.