«Зеленое» будущее банков: принципы устойчивого развития в финансах

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg
При содействии ведущих банков мира ООН определила шесть принципов устойчивого банкинга — «дорожную карту» для финансовой отрасли, которая поможет ей вернуть доверие общества и вписаться в экономический мир будущего

В конце июля 2019 года эксперты ООН определили, что же нужно делать банкам и финансовым институтам, чтобы соответствовать принципам устойчивого развития. Полгода открытых консультаций завершились публикацией «Принципов ответственного банкинга» на сайте финансовой группы Программы ООН по окружающей среде.

В разработке концепции вместе с ООН изначально участвовало 30 банков, страховых компаний и прочих финансовых групп, среди них такие крупные игроки, как Barclays, Citi, ING, Nordea, Santander и Société Générale. Вдвое больше организаций уже выразило намерение присоединиться к программе позже, включая единственного представителя России Совкомбанк.

Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg
Экономика инноваций Как инновации изменят банковскую отрасль России

Устойчивое развитие — комплексное понятие, включающее в себя модернизацию промышленности и инфраструктуры, «зеленую» экономику, борьбу с нищетой и неравенством. Именно так, по мнению представителей ООН и других международных организаций, должно развиваться общество в ближайшем будущем. Но при чем тут банки?

Экономика стремительно «зеленеет», новые поколения приходят с новым мышлением, завязанным на ответственном потреблении и совершенно иной деловой культуре. При этом за десять лет со времени последнего мирового кризиса финансовая отрасль так и не восстановила доверие общества, пишут авторы принципов. В каких-то случаях не восстановила она и доверие акционеров, что видно по котировкам европейских банков.

Единственным выходом в таких условиях, уверены эксперты ООН, станет активное участие банков в строительстве новой, устойчивой экономики. Только так в обществе с постоянно меняющимися запросами и приоритетами банковская отрасль может сохранить свою роль в XXI веке. Для этого она должна придерживаться шести базовых принципов.

1. Соответствие деятельности внешним требованиям

Финансовый институт должен привести свою бизнес-стратегию в соответствие с нормами устойчивого развития. В первую очередь это международные правила (Парижское соглашение по климату или 17 целей устойчивого развития ООН), но также национальные и региональные программы. Под бизнес-стратегией тут понимается весь спектр работы: операционная деятельность, конкретные решения и даже принципы размещения капитала.

Что это значит на практике? Компании нужно выделить в своей работе сферы с очевидным негативным или позитивным воздействием на экологию и общество, затем публично поставить целью эти факторы сгладить (в первом случае) или же укрепить (во втором). Это напрямую связано со вторым принципом.

Фото:Everlane
Зеленая экономика Почему экологичность бизнеса невозможна без его прозрачности

2. Оценка воздействия

Компании необходимо постоянно работать над увеличением положительного эффекта своей деятельности и сокращением отрицательного воздействия. Другими словами, речь идет о риск-менеджменте, понимании последствий своей деловой активности для экологии и общества.

Применительно к банкам это в первую очередь вопрос ответственного размещения капитала: куда лучше всего вкладываться, а кого лучше не кредитовать? Это потребует проверки на соответствие принципам устойчивого развития конкретных сделок, инвестпортфелей, а также введения KPI по экологичности и общественной полезности проектов.

3. Работа с клиентами

Финансовые организации должны не только сами оценивать собственные проекты на устойчивость, но и активно наставлять в этом плане своих клиентов. Например, помогать корпоративным партнерам в поиске проектов и идей, способствующих устойчивому развитию экономики, либо менять к лучшему потребительское поведение розничных клиентов. В этом деле банкам помогут новые технологии, бизнес-модели и практики.

В работе с компаниями дело не ограничивается поиском проектов: банки должны составлять «зеленые» стратегии, определять инструменты и методы вывода продуктов на рынок. Массовый клиент, в свою очередь, нуждается в повышении финансовой грамотности и ответственном подходе к выбору финансового продукта. Опять же, обеспечить здесь развитие — задача самих банков.

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика Чем «зеленая» энергетика поможет бизнесу в эпоху инноваций

4. Работа с акционерами

Чтобы удовлетворить запросы общества и выполнить поставленные им задачи, нужна прозрачная система обратной связи с акционерами в широком смысле. Кто входит в эту группу? Только ли владельцы и миноритарии? Или еще органы власти, общественные организации? От кого зависит и на кого влияет принятие решений банком?

И уже с этими акционерами требуется наладить двустороннюю работу. Прислушиваться к просьбам активистов, призывать власти принимать более прогрессивное законодательство и так далее.

5. Постановка целей

С одной стороны, это повторяет первые два принципа: определить сильные и слабые стороны своего бизнеса, после чего систематически разворачивать операционную деятельность в сторону устойчивого развития. С другой стороны, этот пункт посвящен скорее управленческим практикам и корпоративной культуре.

Публичная постановка целей, признание ошибок, развитие преимуществ, прозрачность и подотчетность — основа культуры устойчивого бизнеса. Под это нужно перестроить организационную структуру компании, назначить ответственных лиц, внедрить систему контроля за исполнением задач, систему поощрений и так далее.

6. Прозрачность и подотчетность

Принцип, вытекающий из предыдущего пункта, сводится к регулярной проверке соответствия деятельности финансового института взятым на себя обещаниям. Согласно документу ООН, в течение 14 месяцев со дня его подписания, а затем раз в год компания обязана публиковать отчет установленной формы, в котором подводился бы итог активности по внедрению практик устойчивого развития.

Обновлено 30.08.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть