Как государству продвигать экологическую повестку
Собрав более 3 тыс. инструментов экологической политики со всего мира, аналитики ОЭСР выделили шесть типов поощрений и наказаний, которые власти могут использовать для охраны окружающей среды
Фото: Bloomberg

С 1996 года аналитики Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР, объединяет 36 наиболее развитых стран мира) собирают базу данных по государственным инструментам экологической политики. Всего на данный момент они собрали более 3,4 тыс. инструментов по 90 странам мира, около 3,1 тыс. из указанных правительственных программ действует и поныне.

Как налоги, так и субсидии важны тем, что подают сигнал рынку, как следует себя вести, а как не следует, отражаясь на поведении производителей и потребителей, уверены аналитики ОЭСР. Цена за сохранение природы закладывается в бюджеты бизнеса и бюджеты семей путем повышения или снижения себестоимости определенного продукта или услуги. Ниже мы рассмотрим основные инструменты государственной политики, которые ОЭСР группирует по шести категориям.

1. Налоги

Связанное с экологией налогообложение уже около 30 лет является основным способом воздействия правительства на защиту природы. На них приходится более трети (около 1,4 тыс.) инструментов в базе данных ОЭСР. Пионером здесь выступила Скандинавия: налог на выбросы углекислого газа первой в 1990 году ввела Финляндия, годом позже подтянулись Норвегия и Швеция, а в 1994 году — Дания.

Суть экологического налогообложения в том, чтобы повысить стоимость вредных для воздуха продуктов и деятельности, вынуждая снизить связанное с этим производство и потребление. Помимо промышленности здесь затрагиваются сферы транспорта, энергетики, а также не связанные с выбросами CO2 темы. Финансовый результат от подобных мер может быть существенным: в среднем по ОЭСР доходы госбюджетов от экологических налогов составляют чуть меньше 2% ВВП, лидером является Дания — более 4% ВВП.

2. Пошлины и сборы

Разница между пошлиной и налогом в том, что последний — это безвозмездный платеж в бюджет, тогда как пошлина связана с предоставлением некой услуги или продукта. На примере экологической политики можно сказать, что плата за сточные воды, размер которой зависит от объема потребленной воды, — это пошлина. Тогда как такая же плата, но уже зависящая от того, каков был объем загрязнений от сточных вод, скорее будет рассматриваться как налог.

Всего в базе ОЭСР около 530 пошлин в 49 странах мира, один из примеров — сборы с объема неперерабатываемого мусора домохозяйств, который ввели в 1995 году в Южной Корее. В сочетании с программой сбора перерабатываемых отходов это привело к заметному снижению заполняемости свалок.

3. Торгуемые квоты

Сейчас в мире существует свыше 100 национальных и региональных систем торговли квотами на выбросы CO2, разработку месторождений и прочие связанные с экологией проекты. Это сравнительно новый инструмент, похожий на биржевую торговлю, только активом тут выступает вредное производство. Допустим, власти определяют максимальный размер выбросов углекислоты и делят этот объем на миллионы маленьких частей. Каждая часть — это одно разрешение, компании приобретают их на аукционе, а затем торгуют ими на свободном рынке. Если у какого-то завода при его объемах выбросов скопились «лишние» разрешения, он может продать их предприятию, которому их не хватает.

Одна из самых старых и крупных таких систем — работающая с 2005 года EU ETS, покрывающая тысячи предприятий в 28 странах ЕС, а также Исландии, Лихтенштейне и Норвегии. В недавнем исследовании аналитики ОЭСР выяснили, что участие в ETS отнюдь не приводит к сокращению выручки и рабочих мест в компании, но напротив, способствует внедрению новых технологий и росту бизнеса.

Другой пример — Региональная инициатива по сокращению парниковых газов (RGGI), которая работает в деcяти штатах северо-востока США. Это первая в стране подобная программа, которая была согласована в 2009 году и работает с 2014 года. На все штаты дается единый потолок в размере 83 млн т выбросов CO2, который каждый год должен снижаться на 2,5%.

4. Залог-возврат

Такая система подразумевает, что некий потенциально опасный для экологии продукт облагается дополнительной пошлиной, наценкой. Если ущерб был предотвращен либо продукт или его часть вернулись к повторному использованию, эта наценка возвращается.

Самый простой и понятный пример — сдача стеклотары. Впервые система возврата использованных бутылок была опробована в 1799 году в Ирландии, с тех пор распространилась по всему миру. Касается она не только тары: в Дании на переработку сдается 97% старых автомобильных покрышек.

5. Субсидии

Наконец речь зашла не о налогах и ограничениях, а о системе мотивации. Специалисты ОЭСР насчитали свыше 900 видов экологических субсидий в 53 странах мира. Сюда входят гранты, прямые инвестиции, субсидированные государством кредиты, налоговые льготы и прочее. Главная задача — подтолкнуть к сокращению использования товаров и услуг, которые имеют доказанное отрицательное воздействие на природу.

Один из множества примеров — налоговые льготы для инвестиций в энергетику, которые в 1997 году ввели в Нидерландах. Правительство составило и ежегодно обновляет список «зеленых» технологий, и инвестирующие в них компании имеют право на определенный вычет при уплате налога на прибыль.

6. Добровольные обязательства

Прямого отношения к экономике и государственной политике эти инструменты не имеют. Речь идет о своего рода джентльменских соглашениях представителей бизнеса по снижению вреда экологии при посредничестве правительства. Власти также осуществляют надзор за исполнением обязательств и, опять же, могут выдавать им экономические преференции. Если компания — участница соглашения нарушает его, ее могут исключить из договоренностей, и ей придется вести бизнес на общих основаниях, то есть в менее либеральной регуляторной среде.