Деньги в урне: как стартапы осваивают «мусорный рынок»

Фото: Stefan Wermuth / Bloomberg
Фото: Stefan Wermuth / Bloomberg
По данным Всемирного банка, человечество производит 2,01 млрд т твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. К 2050 году цифра может вырасти на 69%. Как бизнес зарабатывает сегодня на мусоре?

Все больше людей переосмысливают отношение к проблемам загрязнения окружающей среды, выступают за экологичное потребление, бережливое отношение и использование ресурсов планеты. Согласно данным исследования НИУ ВШЭ, объем мирового рынка сбора и утилизации отходов (исключая сегмент добычи полезных ископаемых) в 2018 году превысил $1,1 трлн. Ожидается, что в ближайшей перспективе этот рынок будет расти на 7–10% в год.

Рост рынка привел к появлению гигантов с оборотом, сопоставимым с оборотом глобальной сети ресторанов Starbucks. Например, выручка американского оператора сбора и утилизации мусора Waste Management в 2017 году составила $14 млрд, другого оператора из США Republic Services — $9 млрд, канадского Waste Connections — $4,6 млрд.

Как государства и бизнес решают проблему загрязнения окружающей среды и кто на этом зарабатывает?

Как государства борются с мусором

Государственная политика развитых стран направлена на ужесточение законодательства и повышение привлекательности секторов циркулярной экономики. При этом большое внимание уделяется smart waste management (SWM — «умное» управление отходами). Этот вектор предполагает интеграцию цифровых технологий в отрасль («умные» мусорные бункеры, роботизированная сортировка, оптимизированные мусоровозы и др.)

В России меры только начинают принимать. Например, вводится расширенная ответственность производителя (РОП), согласно которой производитель должен обеспечивать сбор и утилизацию отходов. С 1 января 2019 года началась «мусорная реформа», в рамках которой возник институт региональных операторов. Теперь за вывоз и утилизацию мусора в регионе отвечает один игрок — лучший по итогам открытого конкурса. Такая централизация призвана упорядочить процесс.

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика Как государству продвигать экологическую повестку

Как бизнес решает проблемы мусорного рынка и зарабатывает на этом
С момента образования до утилизации или переработки мусор проходит несколько стадий, где его «жизнь» зависит от множества факторов.

1. Сбор и сортировка отходов

Грамотная сортировка бытовых отходов у их непосредственного источника позволяет улучшить глубину переработки. Система раздельного сбора мусора регулируется на законодательном уровне.

  • Во всех странах Евросоюза и во многих странах Азии установлены специальные контейнеры для раздельного сбора мусора, в ряде стран, например в Швейцарии, Германии и Франции, недобросовестное исполнение наказывается штрафом.
  • В Японии и Ирландии максимальной мерой может стать тюремное заключение.
  • Что касается России, то только в 2019 году был принят закон, который в том числе регулирует раздельный сбор мусора. За хаотичный сбор пока не штрафуют, так как культура раздельного сбора пока только формируется и поведение потребителя нужно стимулировать.

С позиции потребителя

  • Американский стартап ecoATM собирает, вывозит и перерабатывает электрические отходы — компьютеры, планшеты и телефоны. Проект решает проблему сбора мусора за счет открытия пунктов приема в местах притяжения. Автоматы-приемники ecoATM расположены в торговых центрах и продуктовых сетевых магазинах. Например, на территории магазинов Walmart. Каждый желающий может сдать электронное устройство в автомат и получить за это наличные.
  • В России запущен проект «умных» баков SmartBin. За сданное сырье пользователь получает баллы, которые может обменять на товары магазинов, кофеен и других заведений, работающих с системой.
  • Раздельный сбор поддерживают и ретейлеры. Например, в московских «Пятерочках» появились пандоматы для раздельного сбора мусора, а «ВкусВилл» принимает батарейки на утилизацию.

С позиции бизнеса

Технологические решения, внедряемые бизнесом, качественно улучшают процесс вывоза и утилизации мусора.

  • Финская компания ZenRobotics создала роботизированную систему сортировки отходов, которая точно разделяет ТБО и прочие отходы. Роботы ZenRobotics Recycler устанавливаются на производствах.
  • В Индии компания GEM Enviro Management занимается сбором полиэтиленовых отходов с заводов, офисов и гостиниц, а после по собственной технологии перерабатывает их в футболки, кепки и сумки.
  • Бренд Being Responsible работает с Bisleri, Pepsi, Cipla, Sun Pharma и Google.

В России сектор сбора и сортировки проходит стадию оптимизации.

  • Проект «Санитар города» занимается раздельным сбором (предоставляют специальные контейнеры) и транспортировкой мусора. Компания отправляет вторичное сырье на переработку.
  • Проект «Убиратор» обеспечивает сбор мусора и вторичного сырья с его последующей утилизацией. Компании-клиенты в режиме онлайн заказывают вывоз макулатуры на определенное время, сборщик мусора принимает заказ, забирает его, а после отвозит в пункт приема и утилизации.

2. Транспортировка мусора

От качества и своевременности транспортировки отходов зависит то, произойдет ли загрязнение населенного пункта с вытекающими из этого проблемами (распространение грызунов и инфекций). Вывозом отходов как в России, так и в мире обычно занимается специальная организация, получившая лицензию местных органов власти. Такая организация имеет собственный парк машин и подготовленный персонал для сбора и транспортировки.

Фото:Jasper Juinen / Bloomberg
Зеленая экономика Как циклическая экономика может сгладить ущерб природе

С позиции потребителя

  • В Индии работает стартап ExtraCarbon по вывозу б/у вещей из жилых домов. В приложении пользователь может обозначить мусор, который он готов сдать (старые вещи, мебель, посуду и пр.) за определенные баллы, предусмотренные компанией. Представители компании вывозят мусор, а пользователь может обменять накопленные баллы на бытовую технику или продукты в магазинах-партнерах.
  • Похожий проект есть в России — мусорный агрегатор Sborbox. Это приложение, где каждый может отметить на карте точку, где находится собранный мусор (точка у дома, подъезд, квартира), и компания приедет, чтобы забрать его.

С позиции бизнеса

  • Американская компания Compology разработала собственное ПО, которое позволяет мониторить контейнеры для перевозки отходов. ПО самостоятельно рассчитывает оптимальный маршрут транспортировки контейнеров, что позволяет снизить эксплуатационные расходы. Сейчас с Compology сотрудничают Tesla, Nest, Google, Airbnb, Recology, NASA, Adidas Innovation и др.
  • Финский проект Enevo разрабатывает ультразвуковые датчики уровня наполнения мусорных контейнеров. Это помогает специалистам вовремя опустошать баки, и мусор не скапливается рядом с урнами. Enevo сотрудничает с Burger King, Panera Bread, McDonalds и др.

На российском рынке есть два знаковых проекта, которые также работают в сфере сбора и транспортировки мусора.

  • Первый проект — Binology — разработал «умную» урну. Урна работает автономно и прессует отходы.
  • Второй проект — QTECH. Его система позволяет определить уровень наполненности мусорного бака. Основываясь на этих данных, мусоровозы рассчитывают оптимальный маршрут, что позволяет сократить расходы на топливо и время работы персонала.

3. Переработка отходов

Основная причина проблем с утилизацией в мире заключается в том, что мусор вывозится на полигоны для захоронения. Дальше всех в решении этой проблемы шагнули европейские страны, интегрирующие безотходное производство и вторичную переработку.

  • Кейс № 1. В самом центре Вены находится завод Spittelau. На нем утилизируется до 250 т мусора, а зола, которая остается после термообработки, идет на производство искусственного песка или бетонных изделий. Более того, выделяемого при сжигании тепла хватает на отопление более 60 тыс. квартир.
  • Кейс № 2. Британская компания Bio-Bean совместно с нефтегазовой компанией Shell производят биодизель для автомобилей. Биодизель представляет собой обычное топливо, смешанное с кофейным маслом, полученным из использованных кофейных зерен.
  • Кейс № 3. В Швейцарии завод Immark AG извлекает ценные металлы (золото, серебро, алюминий и железо) из использованной цифровой техники. Для этого вся техника сортируется, перерабатывается и проходит очистку.
  • Кейс № 4. Американская компания Limeloop изготавливает упаковочные пакеты и сумки из переработанных рекламных щитов. Limeloop сотрудничает с брендами детской одежды UpСhoose, текстильных сумок Maika, спортивной одежды Turtle Fur и др.
  • Кейс № 5. Российская компания «Биоэнергия» разработала технологию переработки органических отходов в удобрение WiseSoil. Проект ориентируется на предприятия по переработке органики и производителей биогазовых установок.
  • Кейс № 6. Проект ProTech решает проблему использования вторичного сырья после обработки рыбы и мяса. Технология позволяет перерабатывать животные отходы (кости и чешую) и извлекать из полученного сырья протеины, а затем получать дополнительные продукты: жиры и минеральные вещества.

Фото:WiseSoil
Зеленая экономика Как стартап с Урала WiseSoil стал экспортером зеленых технологий

Вместо вывода

Исследовательская компания Frost & Sullivan выделяет основные направления, перспективные для развития на рынке сбора и утилизации мусора. Среди них:

  • оптимизация сбора и сортировки отходов (использование роботизированной сортировки, мобильных приложений, аналитических инструментов и ПО);
  • ориентация на опыт потребителя и получение обратной связи (облачные сервисы для предприятий и мобильные приложения для горожан);
  • разработка ПО для переработки отходов («умные» системы утилизации).
  • Рынок утилизации мусора становится перспективным для бизнеса вместе с распространением тренда на осознанное потребление и изменением отношения общества к проблеме окружающей среды. На рынке уже есть гиганты с годовой выручкой более $14 млрд, и пока проблема мусорных отходов не будет решена, будут появляться новые.
Обновлено 29.08.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть