Минутка на отдых: короткий перерыв помогает мозгу с усвоением информации
«Не отвлекайся!» — говорят ребенку, если замечают, что во время занятий он проверяет телефон или смотрит в окно. Но оказалось, что короткие перерывы крайне важны в усвоении новых навыков
Фото: Chris Abney / Unsplash

Как показало исследование Национальных институтов здоровья (NIH) США, опубликованное в журнале Current Biology, во время небольшой паузы мозг может лучше запомнить полученную минутами ранее информацию о навыке.

«Все считают, что, осваивая что-то новое, нужно «учиться, учиться и еще раз учиться». Вместо этого мы обнаружили, что своевременный и частый отдых может быть так же важен, как и практика», — заявил Леонардо Дж. Коэн, доктор медицинских наук и философии, старший научный сотрудник Национального института неврологических расстройств и инсульта в NIH.

Ранее многие ученые придерживались мнения, что нашему мозгу необходимы длительные периоды отдыха, такие как хороший ночной сон, чтобы укрепить воспоминания, сформированные во время отработки нового навыка. Но изучение мозговых волн здоровых добровольцев-правшей в ходе экспериментов показало, что это не совсем так. Волны были зарегистрированы высокочувствительной техникой сканирования, называемой магнитоэнцефалографией.

Участникам показали на экране компьютера серию цифр, после чего попросили напечатать их как можно больше раз в течение десяти секунд. Примечательно, что сделать это было необходимо левой рукой. За упражнениями следовал десятисекундный перерыв, после чего все повторялось (еще как минимум 35 раз).

«Я заметила, что мозговые волны участников, казалось, менялись гораздо больше во время отдыха, чем во время сеансов печати», — сказала доктор медицины Марлен Бёнструп, под руководством которой проходило исследование. Повторный анализ данных позволил сделать два ключевых вывода. Во-первых, производительность волонтеров улучшалась, в основном, во время коротких пауз, а не во время набора текста. Во-вторых, мозг добровольцев во время пауз укреплял воспоминания.

«Наши результаты показывают, что оптимизация времени и конфигурации интервалов отдыха могут быть важны при проведении реабилитационных процедур среди пациентов с инсультом или при обучении игре на пианино здоровых добровольцев, — заявил доктор Коэн. — Применимы ли эти результаты к другим формам обучения и формирования памяти, остается пока неясным».