Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом
Геймификация является одним из самых эффективных инструментов вовлечения студентов в образовательный процесс. Эксперт онлайн-университета «Нетология» Мария Панкова разобрала, зачем нужна геймификация и как она работает
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

Геймификацию используют в школьном и высшем образовании, языковых школах, онлайн-курсах по повышению квалификации и обучении персонала. Сразу отмечу, что разговор здесь пойдет преимущественно об онлайн-обучении.

Для начала стоит определиться, что мы понимаем под геймификацией: многие видят здесь исключительно игровые механики, но на деле сюда относятся самые разнообразные инструменты, позволяющие улучшить взаимодействие с пользователем.

Разберемся на примерах. Вариативность в домашних заданиях — это геймификация? Нет. А баллы, которые начисляются человеку за выполнение домашних заданий? Тоже нет. Но если мы выведем баллы в открытый доступ, и у нас получится рейтинговая система (по сути, соревнование), это уже будет геймификацией. Если задания разной сложности изначально будут предлагаться за определенную «цену», которая может повлиять на рейтинг, это тоже будет геймификацией.

Таким образом, это некая механика или набор инструментов, позволяющие разнообразить учебный процесс и привнести в него не только развлекательную составляющую, но и учебную, социальную и мотивационную.

Что геймификация дает студенту?

Элементы геймификации делают стандартный курс более интересным. Например, игровые механики могут мотивировать выполнять домашние задания и решать тесты, а если тема слишком сложная, то простые примеры с геймификацией позволят лучше понять и выучить материал на будущее.

Большой курс по навыкам, в котором студенты рискуют «утонуть», обычно дополняют рейтингом — такой инструмент дает стимул идти до конца. А поощрительные бейджи или баллы за разные действия при выполнении практических заданий будут мотивировать сдать его в срок.

Помимо прочего, игровые механики делают сами занятия более запоминающимися. Вы с большей долей вероятности посоветуете такой курс другу, потому что вспомните, что проходить его было интересно.

Оптимальное распределение игровых механик по курсу

На курсе может быть два варианта геймификации: сквозная и точечная.

  • Сквозная проходит через весь курс и помогает студенту на протяжении всего обучения: система «ачивок» (званий, поощрений), визуализация учебного прогресса или игровой сценарий (например, спасаешь компанию от вирусов, пока проходишь курс).
  • Точечная — тоже хороший помощник в обучении. Например, курсы с вебинарами. Действительно, на вебинарах порой бывает скучно: они долгие, приходится постоянно быть во внимании, чтобы не прослушать какой-то важный материал. Рассказ оживляют интерактивные инструменты.

Один из таких инструментов использовал мой знакомый репетитор на групповых занятиях по математике. Он давал школьникам задачу и варианты ответа с помощью веб-сервиса Kahoot! . Учебная задача превратилась в мини-соревнование, где рейтинг зависел от правильности и скорости ответа. Согласитесь, уже не так скучно.

Какие ошибки портят впечатление от курса?

Геймификация — инструмент очень популярный, поэтому создатели курсов сейчас стараются использовать игровые механики как можно чаще. К сожалению, из-за нехватки опыта и экспертизы преподаватели часто совершаются ошибки, которые портят студентам впечатление от курса и весь учебный процесс в целом. Перечислим несколько распространенных ошибок, заметив которые, можно смело заканчивать обучение.

1. Плохо проработанный сценарий. Лучше всего, если ты веришь в сценарий, как веришь сюжету фильма. Помните, как часто мы, сидя в кино, закатываем глаза со словами: «Ну да, конечно… Так бы он и вошел в этот страшный дом! ..» Возникает недоверие к сюжету, погруженность падает. Такое же ощущение возникает у нас, если создатели курса дают неправдоподобные кейсы, предлагают участвовать в соревновании с неопределенной целью, не объясняя правила игры «на берегу».

Обратный пример, показавший свою успешность: факультет «Нетологии» по Data Science (наука о данных. — РБК) недавно провел онлайн-марафон Супергероев. В основе был проработанный сценарий борьбы со злодеями, начиная со сбора данных, заканчивая финальной битвой. В конце каждого занятия студенты получали сюжетную затравку на следующее занятие. В итоге такой формат очень понравился студентам, до финального сражения дошли все.

2. Много не значит хорошо. Если создатели предлагают и игровой сценарий, и баллы, и звания, и артефакты, — такое количество игровых украшательств курса просто обязано вас напугать. Отвлекаясь на все игры, вы и не вспомните, что именно хотели узнать в процессе учебы.

В моей практике был сильно геймифицированный форум. В его функционале была предусмотрена механика званий, присуждаемых за активность, причем их было порядка 50 штук. Это перебор: я видела, как люди начинают теряться в разнообразии «ачивок», одних это раздражало, другие наоборот ставили своей целью набрать как можно больше достижений и не фокусировались на образовательной составляющей мероприятия.

3. Геймификация ради самого себя. Любой элемент в образовательном процессе отнимает время и силы студента. Так зачем их тратить понапрасну, если самая главная цель — обучиться, а не поиграть?

В корпоративном обучении я не раз видела курсы, где нужно проходить локации и собирать артефакты, но эти предметы не несли никакой ценности. Выходит, собираешь их ради того, чтобы собрать. Каждый предмет должен быть связан с темой курса, в каждом артефакте должна быть видна учебная ценность, и, что важно, вы должны видеть пояснения создателей курса, что все это собой представляет и как оно пригодится в дальнейшем. Если такого нет, курс подготовлен некачественно.

Удачный пример правильного распределения элементов геймификации был у компании CONTENTED. Проект запускал курс-челлендж по продвижению бизнеса в интернете. В помощь студентам предлагался чек-лист на каждый день, следуя которому можно за месяц «прокачать» свое дело. Механика простая, но она позволила каждому учащемуся четко увидеть учебный путь и будущие результаты, что дает сильную мотивацию не запускать учебу.

Подходит ли вам курс с геймификацией?

Вам, как учащемуся, стоит постоянно анализировать свой опыт взаимодействия с игровыми механиками. Если вы проходили курс хотя бы с одним из перечисленных выше инструментов, подумайте, как он повлиял на ваше обучение. Это скорее помогало усвоить информацию или же мешало? Мотивировало или отбивало охоту учиться? А может, вы не обращали внимание на это, пока учились?

Такой анализ позволит действовать правильно при выборе следующих курсов. Если вам сложно себя мотивировать самостоятельно, обращайте внимание на геймификацию в обучении и выбирайте игровые активные курсы. А если вас отвлекают подобные инструменты, выбирайте обучение с более стандартным подходом, где вам не придется растрачивать свое внимание на лишнее взаимодействие с системой.

Что учесть компаниям при запуске геймификации в образовательном продукте?

1. Инструкция во главе всего. Студент должен знать правила игры. Вовлеченность и интерес будут максимально велики, когда люди понимают, что их в принципе ждет. Об этом мы говорили в блоке частых ошибок.

2. Забыть про стереотипы. Часто создатели курса боятся включать игровые механики, думая, что подростки ко всему настроены скептично, люди среднего возраста ценят свое время и не хотят игр, а те, кто старше, — уже не дети, чтобы играть, учась. Это неправда. Как показывает практика, играть интересно всем.

Например, в Lingualeo с удовольствием учатся люди самых разных возрастов. Пользователи «подкармливают» виртуального льва Лео своими успехами в изучении английского языка, и чем больше прогресс — тем счастливее персонаж. Чтобы накормить льва «досыта», вы должны проучиться то время, которое указали в своем личном кабинете в качестве дневной нормы.

3. У студента должна быть разная мотивация. Большинство инструментов геймификации относится к внешней мотивации, так как происходит воздействие на человека механиками извне (стимулами и подкреплением). Внешняя мотивация обладает большой силой, но она не долгосрочна. Студенту трудно держаться полгода на «ачивках» и рейтинге. Поэтому должна подключаться внутренняя мотивация: пользователь должен формулировать цели, к которым идет, стремиться к саморегуляции обучения; ему нужно показать, что за результат ответственен он сам, а не преподаватель или родители.

4. Экспериментируйте. Не нужно бояться пробовать разные форматы, тестировать разные игровые механики. Идти по проторенной дорожке проще всего, но это скучно. Скучно не только для тех, кто разрабатывает обучение, но и для самих учащихся.

Интересные примеры внедрения геймификации можно найти и в сфере корпоративного обучения. В этом направлении также активно используются игровые механики. Например, геймифицированный приветственный курс для сотрудников PepsiCo, реализованный в виде квеста. Новый сотрудник компании решает в реальных локациях офиса интерактивные задачи, общается с коллегами, изучает видеоролики и слайды. То есть, адаптация идет в условиях, максимально приближенных к реальной работе в офисе (заранее были отсняты панорамы рабочего пространства), проходит интересно, интерактивно и нескучно.

5. Удовольствие. Это одна из важнейших целей геймификации. Каждый раз, получая «ачивку», ученик должен испытывать удовольствие. Поэтому игровые инструменты должны быть спроектированы так, чтобы они «приземлялись» на аудиторию, а люди потенциально могли соотнести присуждаемые звания с собой.

Вы часто можете встретить на образовательных платформах довольно абстрактные «ачивки»: звания мастера, падавана, знатока, старейшины. Это стандартно и отвлеченно. Если же есть детальный сценарий, определенный уровень должен быть связан с сюжетной линией, тогда и вовлеченность будет глубже.