Трамвай обучения: как технологии изменят школьное образование
Система образования, как и другие сферы жизни общества, находится в постоянной трансформации. Как личный транспорт когда-то потеснил общественный, так и онлайн-самообразование придет на смену классической школе
Фото: Snapwire / Pexels

Рассматривая экономику образования, мы придаем ей черты, характерные другим отраслям экономики: говорим о рынке, активе, спросе и так далее. Соответственно, мы можем (пусть и с долей условности) сопоставлять пути развития образовательной сферы и прочих отраслей.

В таком случае историю образования можно сравнить с историей транспорта, уверена Керри МакДональд, старший аналитик Foundation for Economic Education (FEE, американский аналитический центр, занимающийся вопросами образования и экономического просвещения). Постоянное внедрение инноваций привело к тому, что кареты в какой-то момент были вытеснены трамваями, затем последние серьезно потеснила автомобилизация, а в XXI веке сервис каршеринга уже начал радикально преобразовывать и этот рынок.

То же самое МакДональд видит и в образовательной сфере: сейчас она, по ее словам, находится «в середине трамвайной эры». В школе нормой по-прежнему считается класс на два-три десятка детей, но теперь, помимо черной доски, в обучение стремительно проникают компьютеры и другие атрибуты индивидуального обучения.

EdTech Школьное образование Реформа образования Педагогика
Электронный учитель: как школы могут применять искусственный интеллект

Образовательный ландшафт меняется, но перелом случится в тот момент, когда учащийся поймет, что ему вообще не нужен посредник. Жесткий график занятий и добровольно-принудительная система — это прошлый век. «Обучение в школе — это что-то, что делают с вами. Самообразование — это что-то, что вы делаете сами для себя», — пишет МакДональд.

Технологии, продолжает она, освобождают нас от образования как институциональной парадигмы, и касается это не только школы. Например, можно брать уроки игры на гитаре через Skype или смотреть на Youtube видео о том, как починить водопровод. Имея такой опыт и понимая, что знание стало гораздо более доступным, взрослые начнут задавать вопросы к устаревшей, по словам МакДональд, системе обучения их детей.

HR в образовании Регуляторы Реформа образования Школьное образование Высшее образование Педагогика
Исак Фрумин: «Система образования существует не для работодателей»

Уже в ближайшее время, уверена она, технологический сдвиг сделает внеклассное самообучение не просто возможным, но и желательным. «Как когда-то кареты и конки, институционализированное школьное образование станет причудливым реликтом прошлого. Мы вдруг поймем, что свободное от принуждения, основанное на технологиях самообразование, в сочетании с другими методами, является более эффективным обучением, нежели его формалистские предшественники», — заключает МакДональд.