Школы бесповоротно уродуют нас: Сет Годин о побочных эффектах образования
Почему нам приходится расплачиваться за школьное образование всю свою жизнь, без чего успех бизнесу не светит и почему не надо дожидаться опаздывающих — в подборке высказываний американского предпринимателя Сета Година
Фото: Peter Foley / Bloomberg

Сет Годин — американский предприниматель, экономист, автор деловых книг, оратор. Степень по маркетингу получил в бизнес-школе Стэнфордского университета. Ведет блог о маркетинге. Был бренд-менеджером в Spinnaker Software, создал компанию YoYoDyne, которая позднее была продана гиганту Yahoo! , запустил интернет-стартап Squidoo. Среди популярных книг предпринимателя:

«Это маркетинг»;
«Фиолетовая корова»;
«Яма»;
«Попробуй — получится».

Расплата за школьное образование

Образование не синоним обучению. Образование — обязательно, обучение — добровольно. Стать хорошим специалистом, только читая книжки и участвуя в профильных викторинах, невозможно. Для профессионального успеха необходимо желание его достичь.

По мнению Сета Година, школы препятствуют нашему обучению. Мы тратим около 15 лет на получение образования, а потом в течение жизни расплачиваемся за это. Сейчас много возможностей для получения альтернативного образования практически в любой сфере — курсы, тренинги, онлайн-уроки. Однако все равно мы не можем научиться всему тому, чему бы могли: школа оставила слишком глубокий след. Годин выделил плохие привычки, которые мы впитываем со школьных лет.

  • Фокусируемся на тестах. Потому что только так мы можем получить то, чего хотим, — высокие оценки, баллы, степени. В действительности оценки оказываются не так важны.
  • Уверены, что нужно выполнить задание на «отлично» с первого раза. Это побочный эффект от обучения, основанного на тестах. В традиционной школе плата за ошибки велика, поэтому нет смысла брать на себя захватывающие задачи или учиться на собственном опыте, что в реальном мире — единственный способ обучения. Если вы не хотите осваивать что-то новое и получать опыт, вероятно, вы не хотите учиться.
  • Не вносим свой вклад. Школа воспитала в нас боязнь публичных выступлений. Однако напряжение и сосредоточенность, появляющиеся в моменты, когда нужно презентовать что-либо перед аудиторией, помогают увидеть себя в ином свете.
  • Ищем самый простой ответ. И упускаем нюансы. Хотя в реальной жизни именно детали лежат в основе успеха, так же как и радость от выполнения важной работы.
  • Распыляемся на многие дисциплины. Традиционное школьное образование поощряет многозадачность и «широко распространенную бездарность», выставляя оценки «хорошо», означающие, что задание выполнено относительно нормально, быстро и можно приступать к другим делам. Школа способствует получению широких, но не глубоких знаний. И не заинтересована в том, чтобы мы становились еще лучше в тех дисциплинах, в которых мы и так преуспеваем.
  • Не делимся. В школе считается глупостью помогать всему классу — потому что у тебя становится больше работы. В жизни взрослые понимают, что твой класс — это не твои конкуренты, это люди, у которых не было достаточного стремления для достижения успеха.
  • Сомневаемся. И это худшая из привычек. Вокруг много людей, которые с 22 лет не читали книг, никогда не проходили онлайн-курсы и которые не ориентированы на то, чтобы открыться новым идеям. Потому что это работа, которая пугает и не позволяет чувствовать себя в безопасности. Годин призывает не сомневаться, найти то, что важно, и изучать это.

Реальные навыки

Soft skills — это то, что нам необходимо сегодня, убежден Годин. Сам он называет навыки межличностного общения, лидерства, харизмы и трудолюбия реальными навыками. Вкупе с профессиональными они усиливают личность специалиста в разы. По его мнению, тот факт, что не существует общепринятой классификации реальных навыков, демонстрирует, как мало усилий вкладывают крупные и мелкие компании в их поиск, улучшение и развитие в своих рабочих командах.

Саморазвитие Soft skills Переобучение Самообразование Бизнес-образование Корпоративное образование
Светлана Миронюк — о необходимости инвестирования в самообразование

Годин сгруппировал реальные навыки в пять больших категорий и предоставил краткие объяснения к каждой из них:

  1. Самоконтроль. Как только вы определили, что для вас важно, вы способны продолжать это делать, не отвлекаясь ни на что. То есть вы делаете что-то на долгосрочную перспективу, хотя в краткосрочной перспективе можете не захотеть это делать.
  2. Продуктивность. Вы разбираетесь в том, что делаете, и можете использовать свои идеи и стремления для того, чтобы двигаться вперед.
  3. Мудрость. Вы научились находить информацию там, где ее сложно найти. Накапливая опыт, мы становимся взрослыми.
  4. Восприятие. Вы способны смотреть на мир ясным взглядом.
  5. Влияние. У вас развиты навыки, необходимые для убеждения других действовать. Харизма — одна из форм проявления этого навыка.

Полная версия материала на РБК.Pro