Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения в России

Фото: George Frey / Bloomberg
Фото: George Frey / Bloomberg
Через пять лет за успеваемостью половины бельгийских школьников будет следить нейросеть. В России же для внедрения новейших технологий сначала нужна полная компьютеризация школ, говорят эксперты

Один из ключевых недостатков классического школьного образования —единообразие учебных планов. Школьные программы обсуждаются, утверждаются и затем спускаются учителям без единого намека на индивидуальный подход к ученикам, то есть это некий жестко зафиксированный набор знаний, которые должны усвоить все школьники вне зависимости от их интересов и возможностей.

Конечно, если есть стандарты обучения, их нужно придерживаться, но и одну и ту же тему преподаватель может раскрыть по-разному, адаптируя материал под конкретного ученика. Как решить эту задачу, не сокращая размера класса до одного человека? На помощь учителю тут могут прийти новейшие информационные технологии: искусственный интеллект (ИИ), нейросети и анализ больших данных.

Фото:You X Ventures / Unsplash
Экономика образования Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

В марте 2019 года британская ИT-компания Century Tech подписала с правительством Фландрии (провинция Бельгии) соглашение о внедрении своей платформы обучения, основанного на применении ИИ. По плану за пять лет ею будут оснащены все 700 муниципальных школ региона. Система Century представляет собой компьютерную программу, в которой ученик при регистрации проходит небольшой тест на свои интересы и имеющиеся знания. Исходя из его результатов программа определяет сильные и слабые стороны школьника, пробелы в знаниях, после чего назначает задачки для их заполнения. Учителя, разумеется, имеют доступ к данным об учениках и отслеживают прогресс в обучении. По словам основательницы Century Tech Прии Лакхани, программа экономит учителям до шести рабочих часов в неделю.

Соглашение британских айтишников с бельгийскими властями — не единственный пример внедрения ИИ в школьное образование, отмечает Алексей Полехин, руководитель направления «Программирование» онлайн-университета «Нетология» (2-е место в рейтинге крупнейших EdTech-компаний России). В 2018 году подобные проекты начали внедряться в Австралии, Китае и даже в Белоруссии. В России тоже есть примеры использования ИИ в школьном обучении, но полноценное применение технологий невозможно без компьютеризации всех школ в стране, говорят опрошенные «Нетологией» эксперты.

«Когда каждый учащийся начнет использовать персональное цифровое устройство, можно будет говорить о начале внедрения полноценной цифровой школы», — отмечает основатель онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин. Тотальная компьютеризация станет технологической базой, из которой уже будут расти индивидуальные планы обучения с использованием ИИ. И только потом ИИ, коммуницируя с учеником, начнет самообучаться и адаптироваться под конкретного человека.

В России Половинкин выделяет два проекта:

  • мобильное приложение Parla для обучения английскому языку с помощью ИИ (в 2017 году основатели Parlaпривлекли €2 млн инвестиций на развитие проекта);
  • сервисы Московской электронной школы (МЭШ), к которым подключено уже 1,5 тыс. московских школ — своего рода система одного окна: электронные учебники, дневники и классные журналы (ИИ здесь пока не используется, но как масштабный проект автоматизации и цифровизации МЭШ довольно интересна и представляет собой хороший задел).

Применение индивидуальных образовательных траекторий в России сейчас растет в сегменте высшего образования, и с развитием цифровизации дойдут и до школы, говорит преподаватель факультета математики НИУ ВШЭ Владимир Шарич. Основная проблема индивидуального учебного плана — он должен развиваться и меняться вместе с учащимся. Зависит этот процесс от анализа больших массивов данных, так что даже самый опытный педагог с этим может не справиться: задача эта под силу только ИИ, уверен Шарич.

Эксперты подкаста «Что изменилось?» считают, что технология искусственного интеллекта может стать помощником, персональным ассистентом, не только ученика, но и учителя. Тем не менее существуют ограничения для полноценного внедрения технологии в российской образовательной среде. Например:

  • Инертность образовательной системы и потенциально долгий процесс освоения инструментов искусственного интеллекта преподавателями.
  • Ряд технологических ограничений, которые препятствуют разработке и внедрения системы. Важно понимать, что алгоритм, который сможет анализировать тексты, должен обучиться на качественной базе данных. Для этого необходимо не просто оцифровать источники, но и создать систему по проверке мета-информации, контекста и контента.

Нормативно-правовая база для внедрения ИИ в школах может появиться уже в ближайшие месяцы: до конца 2019 года правительство должно утвердить единую модель цифровой среды в рамках национального проекта «Образование». К 2024 году эта модель должна быть распространена по всей территории России, и технологии искусственного интеллекта вполне могли бы стать частью этой экосистемы, уверен Половинкин.

Обновлено 08.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть