Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Синоптики предупредили об аномальных холодах в регионах России Общество, 22:31 Врач-трансплантолог объяснил причины увольнения из центра здоровья детей Общество, 22:28 СМИ попросили у Роскомнадзора объяснить штрафы за ссылки на сайты с матом Технологии и медиа, 22:23 Нетрадиционная независимость: как миллениалы управляют финансами РБК и Райффайзенбанк, 22:13 Два человека погибли при столкновении автомобиля со зданием в Москве Общество, 22:09 Сенаторы ответили на планы Украины продолжить судиться из-за кораблей Политика, 22:02 Военные назвали провокацией атаку патруля в Сирии «коктейлями Молотова» Политика, 21:53 В полиции ответили на сообщения о краже Рыбкой €2 тыс. в «Москва-Сити» Общество, 21:28 Президент «Зенита» заявил о мечте Кокорина завершить карьеру в Петербурге Спорт, 21:20 Банки попросили у ЦБ и приставов помощи в борьбе с обналичиванием Финансы, 21:17 WADA назвало дату рассмотрения рекомендации по статусу РУСАДА Спорт, 21:14 Спецборт МЧС вернул из Ирака более 30 российских детей Общество, 21:11 Почитай старших: кто автор текста. Тест РБК и Билайн, 21:10 Правительство выбрало операторов перевода госорганов в «облако» Технологии и медиа, 21:00
Битва за Telegram ,  
0 
Telegram потерял в России пятую часть аудитории
Ежедневная аудитория мобильного приложения Telegram в России снизилась в июне на 21% по сравнению с маем и на 23% — с апрелем, когда сервис был заблокирован. Теряли пользователей в начале лета и другие популярные мессенджеры
Акция в поддержку Telegram в Москве (Фото: Владислав Шатило / РБК)

В июне 2018 года мобильным приложением Telegram ежедневно пользовались в среднем 2,9 млн россиян в возрасте 12–64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, подсчитала исследовательская компания Mediascope. По сравнению с апрелем 2018 года, когда ежедневная аудитория приложения Telegram достигла исторического максимума (свыше 3,7 млн человек), падение в июне составило 23%, по сравнению с маем — 21%.

Измерять аудиторию на мобильных устройствах в таких городах Mediascope начала только во второй половине 2017 года, поэтому сравнить июньские показатели с аналогичным периодом прошлого года не представляется возможным.

Как в России измеряют аудиторию на мобильных устройствах

У исследовательской компании Mediascope есть собственная мобильная панель: в российских городах с населением от 100 тыс. человек отобраны, по данным на июнь 2018 года, почти 5,8 тыс. человек в возрасте 12–64 лет. Это типичные жители крупных городов в выбранной возрастной группе. Специальное программное обеспечение компании RealityMine отслеживает все действия респондентов на мобильных устройствах на базе Android и iOS.

Приведенные данные Mediascope отражают лишь количество человек, которые заходили в мобильные приложения Telegram и других мессенджеров. Что делает пользователь внутри приложения и насколько он удовлетворен сессией, измеритель не фиксирует.

В середине апреля Роскомнадзор добился в суде блокировки Telegram в России: тогда Таганский районный суд Москвы признал, что зарегистрированная в Великобритании Telegram Messenger LLP, управляющая мессенджером, нарушила российское законодательство, не передав ФСБ ключи для расшифровки сообщений пользователей. После этого Роскомнадзор внес ресурсы Telegram в реестр запрещенных сайтов, и операторы связи начали их блокировать. Однако пользователь может обойти блокировку, используя VPN и прокси-сервисы.

Из-за блокировки «деградация Telegram» на разного рода устройствах составляет 10–15%, заявлял в мае в интервью «Известиям» руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, у пользователей Telegram не грузятся картинки, не проходят аудио- и видеозвонки, что ведет к уменьшению числа пользователей.

То, что абсолютного максимума ежедневная аудитория Telegram достигла, по версии Mediascope, в тот месяц, когда началась блокировка сервиса, Жаров объяснял РБК «эффектом Стрейзанд»: попытка удалить информацию приводит к ее большему распространению.

Решением суда на Роскомнадзор возложена обязанность принять меры к ограничению доступа к мессенджеру Telegram операторами связи, иных обязанностей, в том числе связанных с анализом аудитории мессенджера, решением суда на Роскомнадзор не возложено, ответила пресс-служба ведомства на просьбу РБК прокомментировать данные Mediascope за июнь.

Основатель Telegram Павел Дуров на запрос не ответил.

Другие популярные в России мессенджеры не выиграли от блокировки Telegram, свидетельствуют измерения Mediascope. Если в мае ежедневная аудитория мобильного приложения WhatsApp выросла по сравнению с апрелем на 8%, до 14,3 млн человек, то в июне она снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 2%, до 14 млн. Не зафиксирован резкий рост пользователей и у Viber. В мае ежедневная аудитория его мобильного приложения осталась на уровне апреля, составив 9,5 млн человек, в июне снизилась по сравнению с маем на 8%, до 8,7 млн человек. Потерял в первый летний месяц пользователей и Skype.

Из пяти наиболее востребованных у россиян мессенджеров в июне положительную динамику — рост по сравнению с апрелем на 25% — продемонстрировало лишь мобильное приложение «Google Чат». Но в абсолютных значениях его ежедневная аудитория пока невелика — лишь 746 тыс. человек в июне, что в разы меньше, чем у «большой тройки»: WhatsApp, Viber и Telegram.

Фотогалерея 
«Небо на землю не упало»: чиновники о решении заблокировать Telegram

Магазин исследований: аналитика по теме "Интернет-торговля"