Лента новостей
В Москве автомобиль сбил сотрудника ДПС во время погони Общество, 20:20 Самолет из КНР приземлился в Петербурге после отказа одного из двигателей Общество, 20:20 Украинка дважды за сутки протаранила КПП на границе Приднестровья Общество, 19:56 Один человек погиб в результате землетрясения в Перу Общество, 19:56 Бизнес с друзьями: как научиться четко разделять личную жизнь и работу РБК и «Билайн» Бизнес, 19:55 В Катманду четыре человека погибли в результате двух взрывов Общество, 19:27 Сборная России выиграла бронзу на чемпионате мира по хоккею Спорт, 19:24 Зеленский рассказал о значении для Киева запаха шаурмы у метро Общество, 18:58 В Ленобласти полицейский получил удар ножом при попытке остановить драку Общество, 18:44 Даниил Квят показал лучший результат в сезоне на Гран-при Монако Спорт, 18:28 Дочь Алсу поздравила остальных победителей шоу «Голос.Дети» Технологии и медиа, 18:28 Зеленский призвал не применять меры против митингующих без правонарушений Политика, 18:12 Министра образования Аджарии уволили за российский флаг на шествии Политика, 18:00 Лазарев с юмором отреагировал на слухи о рождении у него дочери Общество, 17:42
Битва за Telegram ,  
0 
Telegram потерял в России пятую часть аудитории
Ежедневная аудитория мобильного приложения Telegram в России снизилась в июне на 21% по сравнению с маем и на 23% — с апрелем, когда сервис был заблокирован. Теряли пользователей в начале лета и другие популярные мессенджеры
Акция в поддержку Telegram в Москве (Фото: Владислав Шатило / РБК)

В июне 2018 года мобильным приложением Telegram ежедневно пользовались в среднем 2,9 млн россиян в возрасте 12–64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, подсчитала исследовательская компания Mediascope. По сравнению с апрелем 2018 года, когда ежедневная аудитория приложения Telegram достигла исторического максимума (свыше 3,7 млн человек), падение в июне составило 23%, по сравнению с маем — 21%.

Измерять аудиторию на мобильных устройствах в таких городах Mediascope начала только во второй половине 2017 года, поэтому сравнить июньские показатели с аналогичным периодом прошлого года не представляется возможным.

Как в России измеряют аудиторию на мобильных устройствах

У исследовательской компании Mediascope есть собственная мобильная панель: в российских городах с населением от 100 тыс. человек отобраны, по данным на июнь 2018 года, почти 5,8 тыс. человек в возрасте 12–64 лет. Это типичные жители крупных городов в выбранной возрастной группе. Специальное программное обеспечение компании RealityMine отслеживает все действия респондентов на мобильных устройствах на базе Android и iOS.

Приведенные данные Mediascope отражают лишь количество человек, которые заходили в мобильные приложения Telegram и других мессенджеров. Что делает пользователь внутри приложения и насколько он удовлетворен сессией, измеритель не фиксирует.

В середине апреля Роскомнадзор добился в суде блокировки Telegram в России: тогда Таганский районный суд Москвы признал, что зарегистрированная в Великобритании Telegram Messenger LLP, управляющая мессенджером, нарушила российское законодательство, не передав ФСБ ключи для расшифровки сообщений пользователей. После этого Роскомнадзор внес ресурсы Telegram в реестр запрещенных сайтов, и операторы связи начали их блокировать. Однако пользователь может обойти блокировку, используя VPN и прокси-сервисы.

Из-за блокировки «деградация Telegram» на разного рода устройствах составляет 10–15%, заявлял в мае в интервью «Известиям» руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, у пользователей Telegram не грузятся картинки, не проходят аудио- и видеозвонки, что ведет к уменьшению числа пользователей.

То, что абсолютного максимума ежедневная аудитория Telegram достигла, по версии Mediascope, в тот месяц, когда началась блокировка сервиса, Жаров объяснял РБК «эффектом Стрейзанд»: попытка удалить информацию приводит к ее большему распространению.

Решением суда на Роскомнадзор возложена обязанность принять меры к ограничению доступа к мессенджеру Telegram операторами связи, иных обязанностей, в том числе связанных с анализом аудитории мессенджера, решением суда на Роскомнадзор не возложено, ответила пресс-служба ведомства на просьбу РБК прокомментировать данные Mediascope за июнь.

Основатель Telegram Павел Дуров на запрос не ответил.

Другие популярные в России мессенджеры не выиграли от блокировки Telegram, свидетельствуют измерения Mediascope. Если в мае ежедневная аудитория мобильного приложения WhatsApp выросла по сравнению с апрелем на 8%, до 14,3 млн человек, то в июне она снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 2%, до 14 млн. Не зафиксирован резкий рост пользователей и у Viber. В мае ежедневная аудитория его мобильного приложения осталась на уровне апреля, составив 9,5 млн человек, в июне снизилась по сравнению с маем на 8%, до 8,7 млн человек. Потерял в первый летний месяц пользователей и Skype.

Из пяти наиболее востребованных у россиян мессенджеров в июне положительную динамику — рост по сравнению с апрелем на 25% — продемонстрировало лишь мобильное приложение «Google Чат». Но в абсолютных значениях его ежедневная аудитория пока невелика — лишь 746 тыс. человек в июне, что в разы меньше, чем у «большой тройки»: WhatsApp, Viber и Telegram.

Фотогалерея 
«Небо на землю не упало»: чиновники о решении заблокировать Telegram

Магазин исследований: аналитика по теме "Интернет-торговля"