Хасис рассказал о трех попытках Сбербанка стать лидером в e-commerce

Попытка Сбербанка стать ведущим игроком на рынке электронной коммерции пока остается неудачной, констатировал первый зампред банка Лев Хасис, выступая на Дне инвестора (трансляция мероприятия велась онлайн). «Некоторые наши инициативы развивались не так, как мы планировали изначально. Пожалуй, самым болезненным примером того, что что-то пошло не так, является попытка построить значимый бизнес в области электронной коммерции в рамках нашей экосистемы. К сожалению, все три наши попытки реализовать такой проект в рамках нашей предыдущей стратегии закончились неудачно», — признал Хасис.
Он добавил, что компания дважды пыталась договориться с потенциальными партнерами, но «не смогла материализовать достигнутые договоренности». Хасис вспомнил сотрудничество с «Яндексом». В 2017 году Сбербанк и «Яндекс» договорились о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркет». Банк вложил в компанию 30 млрд руб. и получил 45%, еще 45% осталось у «Яндекса», а оставшиеся акции были зарезервированы под опционные программы для сотрудников. На момент сделки партнеры оценили всю компанию в 60 млрд руб. «без учета будущей синергии». Целью СП было «построить на базе «Яндекс.Маркет» российский Amazon», говорил Герман Греф в 2018 году.
Хасис отметил, что хотя Сбербанк и «Яндекс» смогли запустить совместный бизнес в сфере электронной коммерции, но «по итогам цивилизованного диалога по разрешению разногласий между нашими компаниями» банк принял решение продать свою долю в «Яндекс.Маркет». В июне компании объявили о разделе совместных проектов: «Яндекс» выкупил у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркет», а банк приобрел у ИT-холдинга его долю в «Яндекс.Деньги». «И хотя по итогам мы заработали очень хорошую прибыль, нашу стратегическую цель — построение ведущего игрока в этой важнейшей индустрии (электронной коммерции) — мы пока так и не достигли», — заключил Хасис.
Глава «Яндекса» Тигран Худавердян в интервью РБК объяснял причины «развода» со Сбербанком тем, что банк принял решение развивать собственную экосистему, которая стала конкурировать с ИТ-компанией. «Стало совершенно непонятно, как можно сочетать одновременно «брак» и конкуренцию», — говорил Худавердян.
Хасис не уточнил, что имел в виду под второй и третьей неудачной попыткой Сбербанка стать лидером в e-commerce. Летом источники Reuters рассказывали, что Сбербанк намерен приобрести около 30% онлайн-ретейлера Ozon, но впоследствии агентство сообщило, что переговоры зашли в тупик. Представители банка не комментировали вопрос, но в материалах, поданных Ozon в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) к первичному размещению акций, компания указала, что Сбербанк потребовал от нее выплатить 1 млрд руб. неустойки за расторжение некоего соглашения. В середине ноября ретейлер сообщил, что выплатил указанную сумму.