Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
СМИ узнали об убийстве полицейским трех человек в пригороде Парижа 10:56, Общество Times узнала о разработке в ЕС сценария «хаотического» Brexit 10:52, Политика В Париже умер модельер Аззедин Алайя 10:08, Общество Климкин рассказал о передаче «опыта борьбы с россиянами» США 09:41, Политика На Ярославском направлении МЖД произошел сбой в движении электричек 09:16, Общество На Окинаве человек погиб после аварии с военным грузовиком США 08:01, Общество Певца Дэвида Кэссиди госпитализировали в критическом состоянии 06:46, Общество Рисунок из серии комиксов «Приключения Тинтина» продали за €505 тыс. 06:16, Общество В архиве нашли возможную причастность Джека Руби к покушению на Кеннеди 05:49, Общество Швеция и Уругвай внесли в Совбез ООН новую резолюцию по химоружию в Сирии 05:34, Политика Путин расширил основания для отказа россиянам в валютных операциях 05:00, Экономика Военная прокуратура Украины нашла червей и тараканов в пище курсантов 04:50, Общество В ОАЭ автомобильный номер ушел с молотка за $3 млн. 04:05, Общество Власти Аргентины зафиксировали попытки пропавшей подлодки выйти на связь 04:04, Политика В Пекине жертвами пожара стали 19 человек 03:52, Общество Япония заявила о планах выращивать клубнику на Курилах 03:37, Бизнес СМИ узнали о предложении Белого дома выделить Украине $47 млн на оружие 03:16, Политика Генпрокурор Испании умер в столице Аргентины 02:30, Политика Лидер ирландских националистов Адамс покинул пост после 34 лет работы 02:28, Политика В МИД Украины назвали «срывом соглашений» отказ Польши впустить чиновника 02:00, Политика Силы ВМС США направились на поиск пропавшей аргентинской подлодки 01:33, Общество Эрдоган выразил сомнения в возможности доверять НАТО 01:27, Политика Перестрелка в «Москва-Сити» произошла на банкете с участием звезд эстрады 01:12, Общество Эсминец США столкнулся с буксиром у берегов Японии 00:55, Общество Отставание «Реала» от «Барселоны» в чемпионате выросло до 10 очков 00:52, Спорт Акция протеста в Париже против рабства в Ливии переросла в беспорядки 00:32, Общество Представители Усманова рассказали о предложении купить ФК «Андерлехт» 00:10, Бизнес Семь человек пострадали в ДТП с микроавтобусом в Коми 00:09, Общество
«Матильда» не показалась: почему внимание СМИ не помогло фильму в прокате
Конфликт вокруг «Матильды», 30 окт, 22:57
0
«Матильда» не показалась: почему внимание СМИ не помогло фильму в прокате
Кампания в СМИ, связанная с фильмом «Матильда», не стимулировала интерес зрителей к нему, свидетельствуют результаты проката. Картина, активно обсуждаемая в медиа почти полгода, собрала за первый уик-энд лишь 225 млн руб.
Алексей Учитель (Фото: Сергей Карпухин / Reuters)

Скандальный фильм Алексея Учителя «Матильда» за первый уик-энд проката (26–​29 октября 2017 года) собрал 223–225 млн руб., по предварительной оценке «Бюллетеня кинопрокатчика». У также стартовавшей в прокате в четверг, 26 октября, киносказки «Последний богатырь» кассовые сборы достигли около 430 млн руб., и она стала лидером этих выходных.

Единая федеральная автоматизированная информационная система учета продаж кинобилетов приводит по состоянию на 18:00 мск 30 октября чуть меньшие цифры: 201 млн руб. у «Матильды» и 420 млн руб. у «Последнего богатыря».

Богатырь против императора

Исходя из этих результатов, «Последний богатырь», совместная работа студии Yellow, Black and White и американской Walt Disney Co., стал лидером по сборам первого уик-энда среди российских фильмов с начала 2017 года, «Матильда» показала четвертый результат. На втором месте, по оценке «Бюллетеня кинопрокатчика», находится фильм «Притяжение» Федора Бондарчука (вышел в прокат в январе и за первый уик-энд собрал 408 млн руб.); на третьем — дебютировавший в начале октября «Салют-7» с 256 млн руб. за первые четыре дня.

«Российский зритель... проголосовал рублем за обиженного», — написал в пятницу, 27 октября, Алексей Рязанцев, гендиректор компании «Каро Премьер» — дистрибьютора «Матильды», комментируя сборы за первый день проката. В первый день «Матильда» собрала, по данным прокатчика, почти 41 млн руб. Рязанцев в пятницу заявлял, что прогноз на уик-энд остается неизменным — 300–400 млн руб. «С учетом понимания ядра нашей целевой аудитории четверг не является «фанатским днем», — объяснял Рязанцев. — Наша аудитория придет на фильм в выходные».

В то же время «Бюллетень кинопрокатчика» по итогам первого дня свой прогноз пересмотрел: если накануне премьеры он говорил о возможных сборах на уровне 400 млн руб. за первый уик-энд, то в пятницу — о 260–290 млн руб.

Российские рекорды кинопроката

Начиная с 2004 года рекорд по сборам в первый уик-энд среди российских картин принадлежит вышедшему в январе 2014 года фильму «Вий»: кассовые сборы триллера по мотивам произведений Николая Гоголя достигли 603 млн руб., следует из данных «Бюллетеня кинопрокатчика». «Последний богатырь» в рейтинге за последние 13 лет занимает пятое место, «Матильда» — 23-е.

Обсуждение против рекламы

И прокатчик, и сам Алексей Учитель подчеркивали, что у «Матильды» нет телевизионной рекламной поддержки, что сказалось на финансовых результатах проката. «В первый уик-энд те, кто хотел сходить, посмотрят​. Но есть еще та часть аудитории «за сорок», которую надо заманить. А заманить ее можно рекламой и какими-то популярными передачами, где сидят актеры из фильма и рассказывают что-то интересное», — пояснял режиссер.

Связанная с фильмом про отношения цесаревича Николая и балерины Матильды Кшесинской кампания в СМИ стоила рекламных роликов на федеральном ТВ, но реклама — не единственное условие для успеха фильма, отмечает гендиректор «Всемирных русских студий» Юрий Сапронов.

Согласно подсчетам «Медиалогии», сделанным специально для РБК, ни у одной картины, попавшей в лидеры российского проката начиная с 2004 года, не было такого количества упоминаний в российских СМИ, как у фильма Учителя. В октябре 2017 года, в премьерный месяц, про «Матильду» в том или ином контексте СМИ сообщили 25,2 тыс. раз. За полгода до премьеры количество упоминаний «Матильды» превысило 97 тыс. раз, следует из данных «Медиалогии», полученных на основе анализа более 42 тыс. источников.

При этом «Последний богатырь» в октябре упоминался в СМИ лишь 1,1 тыс. раз, за полгода до премьеры — 1,7 тыс. Показатели «Вия» за месяц до премьеры в 2014-м — около 1,3 тыс. упоминаний, за полгода — почти 2,6 тыс.

Успешные сборы на старте могут иметь место и при относительно небольшом внимании к кинофильму со стороны СМИ. Комедия «Наша Russia. Яйца судьбы» за полгода до премьеры, состоявшейся в январе 2010-го, упоминалась в СМИ лишь 401 раз, но при этом собрала в первый уик-энд 375 млн руб.

Критическую кампанию в отношении «Матильды» инициировала депутат Госдумы Наталья Поклонская, по мнению которой фильм Алексея Учителя является «антиисторической подделкой». Против картины выступили и православные сообщества (Николай II был в 2000 году причислен Русской православной церковью к лику страстотерпцев).

«Фильм выходит в уникальной ситуации, когда в результате полугодовой истерики... [вокруг картины] сформированы, с одной стороны, высочайшие ожидания, с другой — эти ожидания неправильные, — обращал внимание в пятницу продюсер Игорь Мишин. — Масса людей идут смотреть совсем другое кино — историческую драму, самодержавно-православный трэш. Но ни того, ни другого они в итоге не получают, поскольку этот фильм — сказка, «Дисней» для взрослых. И в этом смысле очень много негативных отзывов и негативного «сарафана».

На сайте «Кинопоиск» средний рейтинг «Матильды» по состоянию на 30 октября составил около 6 баллов — так оценили по 10-балльной шкале картину почти 4,8 тыс. пользователей сервиса. Показатель «Последнего богатыря» — 7,2 балла на основе отзывов примерно 2,2 тыс. пользователей.