Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Облачные услуги: зачем иностранцы платят за хранение данных в России

В 2018 году зарубежные компании начали активно закупать услуги у российских облачных провайдеров. Это делается в основном для выполнения требований местных регуляторов, на мировом рынке облаков Россия занимает меньше 1%
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Согласно предварительной оценке iKS-Consulting, по итогам 2018 года российский рынок облачных услуг вырос на 25% по сравнению с 2017 годом и достиг 68,4 млрд руб. Основной объем рынка — до 70% — приходился на сегмент Software as a Service (SaaS, программное обеспечение, которое работает в облаке, пользователи получают к нему доступ через интернет). В ближайшие годы этот рынок будет расти в среднем на 23% в год и по итогам 2022 года может достичь 155 млрд руб., говорится в исследовании iKS-Consulting (есть у РБК).

Аналитики указывают, что Россия стала экспортером облачных услуг: доля зарубежных клиентов в выручке отечественных облачных провайдеров составляет 5,1%, или 2,4 млрд руб., в сегменте SaaS. В выручке сегмента Infrastructure as a Service (IaaS, серверы, хранилища данных, сети, операционные системы в облаке, которые клиенты используют для разворачивания и запуска собственных программных решений) на зарубежных заказчиков приходилось 2,2%, или 380 млн руб.

Облачные услуги: зачем иностранцы платят за хранение данных в России

Какие у российских компаний появились зарубежные клиенты и почему им потребовались отечественные облака, разбирался РБК.

Иностранные потребители

Как пояснил РБК директор по развитию iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко, часть зарубежных компаний заинтересовалась облачными услугами российских провайдеров из-за необходимости хранить данные в России: в частности, для выполнения требования закона «О персональных данных», обязывающего обрабатывать подобную информацию на территории страны. «Если у компании нет желания или возможности физически размещать стойку с оборудованием для хранения в российском дата-центре, она может купить услугу хранения в облаке у одного из местных облачных провайдеров», — указал Горкавенко.

Также у зарубежных клиентов пользуются спросом облачное программное обеспечение бухгалтерского учета и виртуальные автоматические телефонные станции.

Среди иностранных заказчиков есть и видеосервисы. «YouTube (принадлежит Google) или Netflix выгодно иметь на территории России CDN-ресурсы (Content Delivery Network — сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку и дистрибуцию контента. — РБК). Так, если где-то в России кто-то смотрит популярный видеоролик на YouTube, сервису выгодно хранить его в кэше на сервере, расположенном на территории страны. В таком случае, когда следующий пользователь отсюда захочет посмотреть это видео, его можно будет загрузить с этого сервера, что сэкономит YouTube время и средства на доставку контента», — пояснил Дмитрий Горкавенко.

Участники рынка в целом согласны с выводами аналитиков. Директор по развитию бизнеса направления «облачные сервисы» ИТ-компании КРОК Максим Березин говорит, что в 2018 году у его фирмы появилось несколько новых клиентов: международные разработчики ПО, несколько ретейлеров и крупный логистический оператор, а также компания DHL (КРОК создала облачную инфраструктуру для онлайн-касс DHL Express, которыми пользуются курьеры при приеме и доставке грузов). «Зарубежные клиенты используют облако при открытии представительства в России, когда в условиях ограниченности или отсутствия ИТ-штата требуется быстро запустить инфраструктуру в соответствии с требованиями регулятора. Еще одна причина — стратегия глобальных штаб-квартир по переходу к облачным услугам, когда в странах присутствия необходим локальный облачный провайдер», — отметил Березин.

Зарубежные игроки в России

Одновременно на российском рынке активизировались иностранные облачные провайдеры, указали в iKS-Consulting. В качестве примера Горкавенко привел Google Cloud (облачная «дочка» компании), которая увеличивает свое присутствие в России и готовится создать здесь «что-то вроде представительства».

Фото: Jason Alden / Bloomberg

По словам гендиректора компании DataLine Юрия Самойлова, помимо Google в России наращивают присутствие китайские провайдеры, в частности Alibaba и Huawei. «Huawei оказывает свои услуги, используя российские дата-центры и в партнерстве с местными компаниями. В случае с Google данных о том, что они начали использовать мощности в российских ЦОДах, нет. Alibaba только готовится выйти на российский рынок», — отметил Дмитрий Горкавенко.

Представитель AliExpress в России (входит в Alibaba) отказался комментировать возможность выхода в Россию облачного подразделения китайской группы. Не комментируют планы облачного подразделения и в Google.

По словам управляющего директора Selectel Максима Семенихина, рост активности международных гигантов проявляется в усилении их команд в России, а также в увеличении партнерской базы. В то же время Семенихин считает, что крупные международные компании, скорее всего, не будут афишировать размещение тех или иных ресурсов в России.

Россия на мировом рынке облаков

На мировом рынке облачных услуг на Россию в 2018 году приходилось 0,9%. При оптимистичном сценарии к 2023 году это доля может достичь 3%.​

Юрий Самойлов выделяет несколько факторов, которые мешают увеличению доли России на мировом рынке: «Это общая позиция органов государственной власти, связанная с ориентацией вовнутрь, подъемом уровня регулирования интернета (увеличение количества оснований для блокировки ресурсов, разработка так называемого законопроекта о суверенном Рунете и т.д. — РБК). Кроме того, у иностранных компаний достаточно своих облачных провайдеров, российские компании не имеют каких-то серьезных конкурентных преимуществ по сравнению с лидерами рынка — Amazon и Microsoft».

По словам управляющего директора Selectel Максима Семенихина, у российского рынка есть потенциал роста, но для кратного роста доли России на мировом рынке требуется государственное стимулирование российских провайдеров облаков и дата-центров. «В первую очередь в части снижения обременений, сборов и оптовых цен на электричество, которые напрямую влияют на себестоимость. Никакой магии здесь нет: низкая себестоимость — высокая конкурентоспособность на глобальном рынке и возможность роста доли России», — сказал Семенихин.

Руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком» Андрей Козловский считает, что российские игроки могут конкурировать за счет самого продукта, более выигрышной стоимости его создания в России и экспорта за рубеж. «Но этот фактор постепенно будет нивелироваться. Крупные иностранные производители облачных решений активно открывают разработку в СНГ, то есть конкурируют с нами за таланты», — сказал Козловский.

Фото: РБК
Видео: РБК
Video

Осенью 2018 года комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по цифровой экономике одобрил комплекс мер, которые должны способствовать росту российского рынка услуг дата-центров и облачных сервисов, а также повышению их экспортного потенциала. Комитет выступил с инициативой создать виртуальную особую экономическую зону — специальный режим регулирования для индустрии дата-центров и облачных сервисов, где были бы устранены административные барьеры. Участники рынка предлагали:

  • отменить валютный контроль при экспорте ИТ-услуг;
  • внедрить безбумажный документооборот с контролирующими ведомствами;
  • освободить от уплаты НДС услуги по хранению и обработке данных, предоставляемые иностранным организациям и физлицам;
  • сократить количество документов, необходимых при экспорте ИТ​-услуг.

Как пояснил РБК представитель «Ростелекома», сейчас предложения комитета находятся на согласовании в различных ведомствах, в правительство их должны внести до конца первого квартала.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Ритейлеры заявили о мошенниках, портящих технику ради компенсации Бизнес, 11:46
В CryptoQuant оценили спад продаж биткоинов майнерами перед халвингом Крипто, 11:46
«Газпромбанк Лизинг» на FinAuto рассказал об адаптации рынка лизинга Пресс-релиз, 11:46
В WADA заявили, что пока не получили от России взнос за 2023 год Спорт, 11:45
Вице-канцлер Германии спустился в убежище из-за тревоги в Киеве Политика, 11:40
Названы мегаполисы России с максимальным ростом цен на машино-места Недвижимость, 11:40
Президент Литвы сообщил о задержании подозреваемых в нападении на Волкова Политика, 11:35
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Швед повторил достижение Овечкина по самой быстрой шайбе в овертайме Спорт, 11:31
Доктор зло: как страны пытаются удержать в узде искусственный интеллект Pro, 11:29
В Институте русского языка сменили ректора Политика, 11:28
В Москве завели новое дело о госизмене Политика, 11:19
Что нужно сегодня для успешной работы в e-com РБК и Яндекс Реклама, 11:13
Губернатор Ставрополья исключил угрозу жизни летчикам упавшего Ту-22М3 Общество, 11:09
Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения Pro, 10:59