Впоследствии компания провела несколько поглощений. Так, в 2017 году Hearst Shkulev Media приобрела сайт Rosrabota.ru и присоединила его к «Зарплата.ру». Компания планировала, что ежемесячная аудитория объединенного сервиса превысит 4,5 млн пользователей. Участники рынка оценивали сделку в 60–70 млн руб. В начале 2018 года Hearst Shkulev Media приобрела у уральского холдинга Larixon Jobs Network сеть сайтов по поиску работы в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Азербайджане, Узбекистане и Киргизии. Эти сервисы также должны были стать частью «Зарплата.ру». Сумма сделки, по информации «Коммерсанта», превышала 500 млн руб.
Представитель Hearst Shkulev Media не пояснил, почему они вышли из рекрутингового бизнеса и оказались ли прибыльными для компании вложения в него.
Что приобретение даст HeadHunter
По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Ивана Кима, приобретение Zarplata.ru поможет HeadHunter укрепить лидерство в Екатеринбурге, где сервис получает большую часть выручки, и Новосибирске. «В целом для HeadHunter сделка стратегически оправдана, а ее цена в 3,5 млрд руб считается в привлекательной: HeadHunter приобретает конкурента по цене в два раза ниже своих мультипликаторов», — отметила аналитик «Альфа-банка» Анна Курбатова.
Исполнительный директор «Авито Работа» Артем Кумпель считает, что для HeadHunter, который традиционно силен в сегменте «белых воротничков», сделка с этим сервисом — это возможность выхода на региональный рынок «синих воротничков». «Этот сектор рынка труда — массовых специалистов, оцениваемый в 37,8 млн человек, оперирует по иным принципам, чем «беловоротничковый». Здесь важны скорость и простота коммуникации работодателя с потенциальным сотрудником. И задача онлайн-сервиса по поиску работы — обеспечить эту коммуникацию, по возможности взять на себя часть HR-процессов, к примеру, таких как первичный отбор», — объяснил он.
«Будучи публичной компанией, HeadHunter должен показывать рост, и покупка ложится в стратегию по увеличению стоимости. Благодаря сделке HeadHunter усилит позиции в ряде регионов и увеличит базу, часть которой достанется SuperJob и другим игрокам», — отметил основатель и президент SuperJob Алексей Захаров.
Как сделка повлияет на рынок
По оценке J’Son & Partners, в 2018 году (последние доступные данные) объем рынка онлайн-рекрутинга составлял 10,3 млрд руб., в следующие пять лет должен был расти в среднем на 21,7% и к 2022 году достичь приблизительно 22,6 млрд руб. Крупнейшим игроком по размеру выручки в 2017 году был HeadHunter, занимая долю в 54,2% на рынке, далее следовали SuperJob (15,4%), Avito (21,1%) и Zarplata.ru (7,5%). Доля еще одного игрока — сервиса «Работа.ру» — не называлась, поскольку эта компания не раскрывает размер выручки.
Для HeadHunter Group это будет третья и самая крупная за последние несколько лет сделка после покупки активов компании Job.ru в 2018 году и приобретения 25% доли в сервисе Skillaz в 2019 году.
По мнению Захарова, сделка между HeadHunter и Zarplata.ru приведет к обострению конкуренции на рынке, а «конкуренция всегда хорошо влияет на отрасль, потому что мотивирует развивать и улучшать продукт». Представители Avito и «Работа.ру» не стали комментировать сделку между конкурентами.