Прямая реакция: как MEL Science продает наборы юного химика в США
Журнал РБК
Прямая реакция
лаборатория НОМЕР 1
ХИМИЯ MEL Science
Василий Филиппов 11 лет строил ИТ-компанию, хотя с детства мечтал стать ученым. Продав бизнес «Яндексу», он смог приблизиться к мечте и вместе с другими гиками создал новую версию «набора юного химика» — по подписке. За четыре года его стартап MEL Science привлек $4,7 млн и наладил продажи в США
«Я в детстве думал, что буду ученым, у меня неплохо получалось», — говорит в интервью журналу РБК Василий Филиппов, сооснователь и гендиректор MEL Science. Еще в школе он увлекался точными науками и даже выиграл две всероссийские олимпиады — по физике и программированию, в университете изучал физику и математику. Теперь предприниматель сам приобщает детей к науке, причем не только своих: его компания продает наборы химических опытов для экспериментов дома.
В 1999-м, почти сразу после окончания Санкт-Петербургского университета, Филиппов с партнерами создал свой первый бизнес SPB Software, и с мечтой о научной карьере пришлось попрощаться. «Наш стартап неожиданно пошел очень хорошо, и это определило мою судьбу», — рассказывает он. SPB Software за 12 лет выросла из небольшой питерской фирмы в разработчика мобильных приложений и программного обеспечения с офисами в США и Азии. В 2011-м ее купил «Яндекс», заплатив основателям $24,3 млн с последующей выплатой еще $14,1 млн в течение двух лет, следует из годового отчета корпорации. «В свое время достаточно большая сделка была», — говорит Филиппов. Он проработал в «Яндексе» еще три года руководителем мобильной дистрибуции.
Василий Филиппов
Имя
Василий Филиппов
Возраст
41 год
Место жительства
Лондон, Великобритания
Образование
Санкт-Петербургский государственный университет
Достижения
2011
продал первый бизнес «Яндексу»
2015
основал MEL Science
Инвестиции
был первым инвестором «Додо Пиццы»
Опыты в VR
В стартовый набор MEL Science входят VR-очки Google Cardboard. Это картонная коробка со специальными линзами для смартфона. Стоимость обычной Cardboard на сайте Google — $7–8.
По прогнозу аналитической компании Technavio, рынок образовательных VR-технологий до 2021 года будет расти в среднем на 55% в год.
Сделка позволила предпринимателю радикально изменить свою жизнь и исполнить, хоть и косвенно, детскую мечту. В начале 2014-го Филиппов на выходных показывал своим детям химические опыты, но не смог найти на YouTube обучающих видео с простыми объяснениями реакций. «Понял, что в этом месте пустота», — вспоминает Василий. Он быстро придумал новый бизнес: выпускать современный аналог «набора юного химика» с дополнительными обучающими материалами в виртуальной реальности. «Это был переломный момент, когда я понял, что все — это то, чем я хочу заниматься», — говорит Филиппов.
За помощью в поиске сотрудников он обратился к Сергею Сафонову, химику и основателю HR-агентства для ученых в Петербурге. Оказалось, что Сафонов тоже мечтал поменять традиционные подходы к обучению и даже основал Международный студенческий турнир естественных наук. Василий и Сергей решили делать MEL Science вместе. Они нашли единомышленников, с детства грезивших наукой. Ведущий программист MEL Science изучал физику, а в итоге стал разработчиком видеоигр FIFA, дизайнер был филологом, а двое химиков в стартапе — победители питерской профильной олимпиады. «Мы себя называли science geeks», — смеется Филиппов.
$1,5
млн
Филиппов сам вложил в стартап
«Мы конкурируем с Xbox, PlayStation, iPad. Родители ценят нас за то, что мы можем оторвать детей от Xbox», — говорит Филиппов
Подписка на эксперименты
«Мы проводим с детьми время, думая, что мы их чему-то учим, а на самом деле мы их ничему не учим», — говорит Филиппов. Он уверен, что информация усваивается только при обучении по собственному желанию и без зубрежки. В MEL Science решили, что заинтересовать детей помогут зрелищные опыты, а понять базовые принципы «на микроуровне» и доходчиво объяснить, как происходит реакция, — 3D-визуализация процессов в виртуальной реальности (VR). «Мы используем опыты, которые дети делают сами, чтобы их замотивировать, и богатый 3D, VR, чтобы погрузить их внутрь, показать, что там происходит, а не просто зазубрить формулы», — объясняет предприниматель.
В конце 2014-го команда выпустила первое видео, объясняющее, откуда берется дым при соединении паров соляной кислоты и раствора аммиака. «Такая прикольная реакция, ее даже фокусники иногда используют. Мы показали, что внутри реакции происходит на самом деле», — говорит Филиппов. Параллельно партнеры начали думать над второй частью продукта: как делать опыты? Комплекты с экспериментами для детей давно существовали во всем мире, но предприниматели заметили их недостаток: после покупки «набора юного химика» его используют всего пару раз, «потом он на полке пылится». Так появилась идея доставки наборов по подписке.
Выберите опыт
ОПЫТ 1. Сернистый газ
ОПЫТ 1. Сернистый газ
ОПЫТ 2. Оловянный ежик
ОПЫТ 3. Огненная бутылка
cложность
опасность
время
15 мин
1
Бумажный цветок красится синим индикатором
2
Лимонная кислота и пиросульфат натрия в колбе получают диоксид серы
3
Колба с цветком нагревается на горелке
4
Бумажный цветок становится оранжевым
Еще почти год ушел на разработку самих наборов: «перелопатили кучу опытов, создали кучу новых», параллельно разбираясь с правилами безопасности и сертификацией. Специалисты MEL Science прочитали больше 50 книг про химические опыты, смотрели существующие видео на эту тему. Идеи новых опытов возникали постоянно: «Каждое утро кто-нибудь приходит или ночью пишет в общем чате: вау, смотрите, какую штуку придумал прикольную», — рассказывает Филиппов. До выпуска MEL испытывает все наборы вместе с детьми в нескольких школах Санкт-Петербурга и смотрит, легко и интересно ли детям их проводить.
Продажи стартовали в конце 2015-го. Всего с того времени специалисты MEL Science разработали 36 наборов, максимальный срок подписки — полтора года. Теперь выпущенные опыты обновляются.
Вместе с первым заказом подписчик получает стартовый набор, куда входят защитные очки, стеклянные емкости, горелка, шприцы. Есть и приспособления для смартфона: подставка, макролинза для съемок эффектных видео для соцсетей и сборные очки виртуальной реальности Google Cardboard. В очки вставляется смартфон, и пользователь может смотреть VR-видео в мобильном приложении MEL Science. После этого клиент ежемесячно получает по два набора с компонентами для опытов, стоимость подписки в России — 2690 руб. в месяц, в США — $49.
$38,4
млн
сумма сделки по продаже SPB Software «Яндексу»
$4,7
млн
привлек стартап в двух раундах инвестиций
>95%
продаж
приходится на США
2
«набора юного химика»
в месяц получают подписчики MEL Science
2690₽
ежемесячная
плата за подписку
36
наборов
с разными опытами разработала MEL Science
Конкурент Xbox
«Мы хотим поменять образование в мире», — заявляет Филиппов и добавляет: сделать это из России сложно. Он изначально решил, что MEL Science будет международным проектом, и в 2014-м переехал в Лондон. Он инвестировал в стартап $1,5 млн собственных средств.
За год продаж команда наладила производство на собственном предприятии в Санкт-Петербурге. Готовый продукт убедил инвесторов, и в октябре 2016-го MEL Science привлекла $2,5 млн от венчурного фонда АФК «Система» Sistema VC. В обмен фонд получил 25% акций компании, следует из ее отчетности в британском реестре юридических лиц (Филиппов и представитель фонда отказались комментировать эти данные).
Компания вложила деньги в продвижение. Партнеры начали снимать видео с опытами и выкладывать их в соцсети: сейчас у компании 652 тыс. подписчиков в Facebook и 137 тыс. — в Instagram. Спустя год MEL Science получила еще $2,2 млн инвестиций — от Sistema VC «и партнеров», имена которых не назывались. Согласно отчетности, в стартап также инвестировала бизнес-ангел Маша Дрокова. По данным на январь 2018-го, ей принадлежало около 0,6% акций, у Sistema VC было 28,4%, у Филиппова — 71%.
«Наличие VR-составляющей, визуализация химических процессов меняют способ изучения традиционно очень абстрактной химии», — говорит глава фонда Дмитрий Филатов
652
тыс.
количество подписчиков в Facebook MELScience
Дрокова, которая живет в США, сначала просто помогала стартапу в PR-продвижении за границей, затем вошла в капитал, говорит она, не раскрывая сумму сделки: «Я подумала, что лучше организовать долгосрочное сотрудничество, когда мы так же зависимы от успеха». «Динамика роста этого бизнеса является одной из лучших в нашем портфеле и кажется беспрецедентной на рынке edtech», — рассказал глава Sistema VC Дмитрий Филатов, добавив, что выходить из капитала в ближайшее время фонд не планирует.
За два года компания сконцентрировалась на рынке США (на него приходится 95% продаж). С начала 2018-го она продает VR-уроки по химии и американским школам — вместе с производителем VR-очков RedBoxVR, в которые «встроены» уроки. Подписка для школ стоит $50 в год на одно устройство, пока разработано 28 VR-уроков.
Финансовые показатели и объем продаж Филиппов раскрывать отказался. Он лишь отметил, что с момента привлечения первых инвестиций компания выросла «больше чем в десять раз по всем бизнес-показателям: по количеству подписчиков, по деньгам». Сейчас в компании с офисами в Лондоне и Санкт-Петербурге работают больше 100 человек.
«Мы конкурируем с Xbox, PlayStation, iPad. Родители ценят нас за то, что мы можем оторвать детей от Xbox», — говорит Филиппов. Полученные в декабре инвестиции компания направит на выстраивание продаж в школы и создание для них отдельных наборов с опытами. Следующий шаг — освоение других предметов, физики и биологии, и запуск продаж «по всему миру».
«Я думаю, что у компании есть все шансы, чтобы стать одной из топовых в мире в области VR-технологий для образования, все шансы стать 10-миллиардным бизнесом в долгосрочной перспективе», — считает Дрокова. «Если ты построил большую компанию, которая поменяла образование в мире, не может так быть, чтобы тебе и всем акционерам не стало хорошо. Если ты делаешь хорошо миру, как правило, тебе тоже становится хорошо», — уверен Филиппов.
«Если ты делаешь хорошо миру, как правило, тебе тоже становится хорошо», — уверен Филиппов
Текст
Елизавета Архангельская
Фото и видео
Асхат Бардынов для РБК, из архива пресс-службы компании MEL Science
Дизайн веб-версии
Евгений Николаев
Верстка
Александр Чиненов