Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Третий по популярности мессенджер в Китае оценили в $2,5 млрд на IPO

На бирже Nasdaq разместился китайский стартап Momo - очередной мессенджер, привлекший внимание глобальных инвесторов. В рамках IPO компанию, чьим совладельцем является гигант электронной торговли Alibaba, оценили в $2,5 млрд.
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Momo, чье название в переводе с китайского означает «незнакомый», привлекла $216 млн, продав 16 млн американских депозитарных акций (ADS) по $13,5. Сделка состоялась в четверг, 11 декабря. Вся компания была оценена в $2,5 млрд, а по итогам двух дней торгов капитализация составила $2,8 млрд. При этом в первый день акции Momo подорожали на 26%, а ее капитализация превышала $3 млрд. Инвесторы очень хорошо встретили компанию, которая всего за три года вышла на третье место по популярности среди мобильных приложений для общения в Китае.

Более 20% акций Momo владеет китайская Alibaba, согласившаяся одновременно с IPO вложить в стартап еще $50 млн. В капитале Momo участвуют и другие престижные инвесторы, включая венчурные фирмы Matrix Partners и Sequoia, а также инвестиционный фонд DST Global Юрия Мильнера.

Всего с начала года на американских площадках разместились 14 компаний из Китая. В среднем их бумаги прибавляли 12% за первую сессию, отмечает Bloomberg, а рост Momo уступил только росту Alibaba, которая подорожала на 38% в свой первый день на бирже.

Не только знакомства

По состоянию на конец сентября 2014 года база активных пользователей Momo насчитывала более 60 млн человек. Всего же на ресурсе создано более 180 млн учетных записей. Это делает Momo третьим по популярности чат-сервисом в Китае после WeChat и Mobile QQ (оба принадлежат интернет-конгломерату Tencent). 

Изначально Momo задумывался как приложение для знакомств и свиданий: сервис не просто соотносит пользователей по общим интересам, но и показывает, кто находится рядом, на основе геолокации. Но сейчас Momo идет в сторону более универсальной социальной сети и не хочет, чтобы ее отождествляли исключительно с сервисом для знакомств. «Люди могут неправильно понимать ценность нашей платформы, у них может сложиться неверное представление о Momo как об инструменте, предназначенном исключительно для встреч или свиданий», - предупреждает компания в разделе «Факторы риска» проспекта.

Momo пока не приносит прибыли – убыток компании по итогам девяти месяцев этого года составил $22,9 млн. Выручка Momo за отчетный период увеличилась до $26,2 млн, с $0,8 млн годом ранее.

Большую часть своей выручки компания получает за счет абонентской платы. Приложение бесплатно, но за $18 в год можно получить «VIP-аккаунт», включающий расширенные опции поиска, возможность «фолловить» большее количество пользователей и другие преференции. Momo также зарабатывает на рекламе, мобильных играх и продаже эмодзи. В планах ресурса – увеличение клиентской базы за счет продвижения своей платформы на быстрорастущем китайском рынке мобильной связи – по итогам 2013 года число пользователей мобильного интернета в КНР возросло до 556,1 млн против 375,6 млн годом ранее.

Сервис планирует дальнейшую монетизацию трафика через сотрудничество с Alibaba: пользователям Momo будет показываться таргетированная реклама торговцев, работающих на платформах Alibaba.

Миллион на почте: как мессенджеры зарабатывают на интернет-пользователях
Фотогалерея 
«Ситиграм»: мессенджер для горожан

Основатель: гендиректор Игорь Баринов (на фото).
Инвестиции: 40 тыс. руб. от спонсоров хакатона, организованного департаментом информационных технологий города Москвы.
Релиз: май 2014 года.
Количество пользователей: 150.
Схема монетизации: продажа лицензий на рабочее место специалиста городской службы с помесячной оплатой и услугами по внедрению и доработкам системы.

С идеей мессенджера для горожан создатель «Ситиграма» Игорь Баринов пришел на хакатон (мероприятие по созданию работающего прототипа приложения в режиме реального времени с участием разработчиков, дизайнеров и предпринимателей), организованный правительством Москвы в апреле 2014 года. За два дня родилась концепция мессенджера: приложение должно было улучшить работу городских служб посредством помощи от обычных жителей. Пользователь получал возможность отправлять текстовые сообщения или фото с привязкой к геолокации; кроме того, сервис предлагал справочник реальных контактов служб и рассылку городских новостей по разным категориям.

«У очень многих городских служб есть колл-центры, дозвониться до которых очень тяжело, — рассказывает Игорь Баринов, управляющий партнер студии мобильной разработки HINT Solutions. — Например, автомобилистам, попавшим в ДТП, было бы удобнее вначале сообщить о месте и обстоятельствах аварии в текстовом виде, а уже затем проводить телефонный разговор».

Команда Баринова получила отмашку на старт работы от департамента информационных технологий Москвы. Мессенджер создали на основе Telegram, запущенном основателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Для тестирования приложения к «Ситиграму» подключили специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции при департаменте образования: дети и подростки через мессенджер получали консультацию психолога.

На хакатоне проект занял третье место и получил призовые 40 тыс. руб. Но после завершения хакатона власти Москвы не спешили помочь Баринову интегрировать «Ситиграм» в новые службы. «Скорее всего, в правительстве Москвы решили, что функции мессенджера можно будет добавить к «Активному гражданину» [приложение для обсуждения городских проблем, разрабатывается ОАО «Электронная Москва», принадлежащим департаменту имущества. — РБК] и для этого нет смысла задействовать новую команду», — считает Баринов.

«Если говорить о подключении к сервису новых городских служб — мы готовы оказать разработчикам «Ситиграма» в этом необходимую помощь, однако инициатива в этом направлении должна исходить от авторов приложения, — заявил РБК Кирилл Леонов, специалист пресс-службы департамента информационных технологий Москвы. — Пока они к нам с такими запросами не обращались».

«Сейчас в «Ситиграме» ежедневно регистрируются пять-шесть новых пользователей, — резюмирует Баринов. — Видимо, без помощи московских властей мы не сможем договариваться с государственными организациями, так что вынуждены будем завершить работу над проектом».

Акционерный капитал

В 2012 году Alibaba приобрела 20% акций Momo, исходя из оценки бизнеса в $100 млн, по данным Bloomberg. Фонды DST Team Limited и DST Team Fund Limited (согласно China Money Network, оба входят в группу DST Global) в 2012-2013 годах приобрели 12,6 млн привилегированных акций Momo за $11,5 млн. Эти бумаги, как следует из проспекта Momo, одновременно с IPO автоматически конвертировались в обыкновенные акции класса A. Исходя из этих данных, фондам DST сейчас принадлежит 3,4% акционерного капитала Momo, этот пакет оценивается в $95 млн (по котировкам пятницы). ​

Существующие акционеры договорились не продавать бумаги Momo в течение 180 дней после IPO.

Momo получила дуальную структуру акционерного капитала, характерную для технологических стартапов, разместившихся на бирже в США. На акции класса B приходится 78% голосующих прав, и все бумаги этого класса принадлежат сооснователю и генеральному директору Momo Яню Тану (Yan Tang).

Спор вокруг интеллектуальной собственности

Успеху IPO Momo не смог помешать даже разгоревшийся за сутки до этого скандал. Китайская интернет-компания NetEase, в которой Янь Тан работал до сентября 2011 года, обвинила своего бывшего сотрудника в нарушении трудового договора. По утверждению NetEase, Тан основал Momo, будучи наемным работником, и не имел права это делать без разрешения работодателя. Фактически NetEase обвинила Тана в краже информации и технологии. 

«Тан уведомил нас о том, что эти обвинения, по его мнению – злонамеренные, и он собирается решительно защищать свою невиновность», – говорится в проспекте Momo.

Alibaba поддержала Тана в споре с его бывшим работодателем. «Alibaba полностью поддерживает руководство Momo», - заявил представитель китайского гиганта, согласно Reuters.

«Для нас это [обвинения NetEase] не стало неожиданностью. Когда китайские интернет-компании выходят на IPO, на заднем плане всегда бывает какой-то шум», - сказал Reuters финансовый директор Momo Джонатан Чжан.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
США выведут часть воинского контингента из Чада Политика, 02:32
США подготовили контракты на оружие для Украины на $6 млрд Политика, 02:28
«Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» Спорт, 02:10
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 02:09
По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам Политика, 01:45
Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП Бизнес, 01:36
Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 Политика, 01:17
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС Политика, 01:16
Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи Политика, 00:56
В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым Политика, 00:44
Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех Политика, 00:29
Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине Политика, 00:10
Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета Экономика, 00:06
Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев Финансы, 00:00