Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Музыка и развлечения на YouTube интересовали россиян больше политики

Что чаще всего ищут пользователи американского видеохостинга
Музыка, развлечения и сериалы стали самым популярным контентом у россиян на YouTube
Социально-политический контент интересует только небольшое число российских пользователей YouTube: на его долю в октябре пришлось всего 8% поисковых запросов на площадке. Новости политики чаще смотрят на ТВ или читают в «Телеграм»
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

В октябре 2022 года доля поисковых запросов социально-политического контента, который российские пользователи искали на YouTube, составила всего 8%. Такие подсчеты предоставили РБК в исследовательской компании Mediascope. Наиболее популярными поисковыми запросами россиян на американском видеохостинге стали музыка (на долю этой категории пришлось 19% поисковых запросов), развлечения (18%), детский контент (12%), видеоигры (11%) и сериалы (9%). Абсолютные цифры в компании не приводят.

Музыка и развлечения на YouTube интересовали россиян больше политики

Как считали

Аналитики Mediascope изучили запросы российских пользователей старше 12 лет в поисковой строке YouTube на десктопных и мобильных устройствах. Процент поисковых запросов рассчитан на основе топ-30 тыс. запросов, проанализированных по темам и категориям.

Музыка и развлечения на YouTube интересовали россиян больше политики
Video

На просмотр видеоконтента, по данным Mediascope, приходится 18% всего времени, которое российские пользователи в октябре 2022 года проводили в интернете. Из них 15% пришлось на использование YouTube. Для сравнения: в социальных сетях пользователи проводят 20% своего времени онлайн, а в мессенджерах — 16% (из них 6% аудитория проводит в «Телеграме»). В целом 81% населения посещают соцсети, «Телеграм» или YouTube хотя бы раз в месяц, 71% делают это ежедневно, оценивают аналитики.

Как менялись поисковые запросы россиян на YouTube в течение года и какой тренд наблюдается на других платформах — в обзоре РБК.

Единый измеритель аудитории ТВ и Рунета стал полностью российским
Технологии и медиа
Фото:АГН «Москва»

Как менялся интерес к политическому контенту

В январе 2022 года социально-политический контент на YouTube среди российских пользователей не входил в топ-5 наиболее востребованных категорий. Тогда на него, по данным Mediascope, приходилось всего 4% поисковых запросов. Резкий скачок произошел в феврале на фоне начала специальной военной операции России на Украине — тогда доля запросов политических видео на хостинге выросла на 4 п.п., до 8%. А в марте по этой категории запросов произошел почти двукратный рост — до 15%.

Однако уже в апреле интерес российской аудитории YouTube к поиску социально-политического контента на видеохостинге сократился: на его долю приходилось 11% запросов. В июне—июле доля поисковых запросов этой категории упала до 6%, а в августе она опустилась почти до январских показателей — всего 5%.

Клишас исключил блокировку YouTube после удаления каналов Совфеда
Политика
Фото:Proxima Studio / Shutterstock

Вторая волна роста спроса на социально-политический контент YouTube произошла в сентябре на фоне объявления в России частичной мобилизации. Однако в этот раз рост поисковых запросов этой категории был почти в 1,5 раза ниже, чем в марте, — 9%. К октябрю интерес вновь пошел на спад — доля поисковых запросов упала до 8%.

Наиболее частыми темами поиска в социально-политической категории в октябре 2022 года стали «Новости» (1,7%, учитываются только мобильные устройства), «Владимир Путин» (1%) и «СВО» (0,8%). По 0,5% также пришлось на темы «Взрыв Крымского моста», «Анатолий Шарий» (украинский видеоблогер, критик российской оппозиции), «Ай, как просто» (канал блогера Стаса Васильева) и «ЧВК Вагнер».

Политический контент россияне смотрят на ТВ

После начала спецоперации на Украине существенно вырос интерес к социально-политическому контенту у аудитории телеканалов. Те, в свою очередь, нарастили объемы информационного вещания, отказавшись от развлекательных передач. В новом осеннем телесезоне «Первый канал» и «Россия 1» начали частично возвращать в эфир сериалы и программы, не связанные с политической повесткой, но в основном они выходят в пятницу вечером и по выходным.

Усиление информационного вещания отразилось на аудиторных показателях каналов. У «России 1», например, резкий рост пришелся на март: доля аудитории старше четырех лет в городах с населением больше 100 тыс. человек выросла до 15,9 против 14,3% месяцем ранее. Максимальный показатель — 16,2% — пришелся на июнь. К августу доля аудитории «Россия 1» составляла 15,6% (для сравнения: за аналогичный месяц 2021-го этот показатель составлял лишь 11,9%).

Однако у «Первого канала», также нарастившего долю информационного вещания на фоне спецоперации, динамика была обратная. Если в феврале доля аудитории вещателя составляла 11,3%, то в марте она сократилась до 10,8%, а в апреле — до 9,8%. К июню этот показатель «Первого канала» вовсе достиг 8,4%, из-за чего вещатель уступил второе место в рейтинге НТВ, на который пришлось 8,7%.

«Первый канал» выиграл суд против Google
Технологии и медиа
Фото:Proxima Studio / Shutterstock

Что ищут россияне на YouTube

Наиболее популярная категория поисковых запросов россиян на YouTube — «Музыка», на которую приходятся 19% проанализированных Mediascope запросов. В топе поиска по этой теме в октябре были просто «музыка» (3,2% искавших, данные только по мобильным устройствам), «песни» (2,4%), а также исполнители Shaman, записавший песню «Я русский» (1,3%), и Моргенштерн, признанный Минюстом иноагентом (1%).

На втором месте по популярности находится категория «Развлечения»: в октябре на нее пришлось 18% запросов. До начала спецоперации этот показатель был выше: в январе 2022 года он достигал 21%. Здесь наиболее востребованным по охвату стал белорусский видеоблогер Влад А4 (4% от всех россиян, кто что-либо искал на YouTube в октябре), российский блогер и музыкант Дима Масленников (2,3%), а также так называемая категория ASMR (Автономная сенсорная меридиональная реакция), объединяющая целую группу видео, направленных на создание у смотрящего чувства удовлетворения (1,2%).

В занимающей третье место по популярности категории тем поиска «Детское» в топ-3 входят просто «мультфильмы» (5,4%), «Маша и медведь» (2,5%) и «Синий трактор» (2,4%). Аналогичный топ для категории «Видеоигры» составляют Kuplinov (YouTube-канал видеоблогера Дмитрия Куплинова, публикующего стримы, то есть процесс прохождения различных видеоигр (2%)), игра Minecraft (2%) и блогер Edison PTS (0,8%).

Отмены кинопремьер и стресс от новостей увеличили спрос на мобильные игры
Технологии и медиа
Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

Mediascope также проанализировал охват тем поиска на YouTube в зависимости от возрастной категории. Так, «Мультфильмы» оказались наиболее популярными среди пользователей от 25 до 34 лет (9%) и от 35 до 44 лет (6%). У молодежи от 18 до 24 лет самая популярная тема поиска — шоу «Пацанки» телеканала «Пятница» (6,7%). Тема «Новости» попала в топ-5 только у аудитории старше 45 лет, заняв 4-е место с охватом 2,3%.

Что предпочитает аудитория «Телеграма»

Анализ интересов пользователей «Телеграма», проведенный Mediascope среди пользователей непосредственно мобильного приложения старше 12 лет в период с 4 июля по 9 октября 2022 года, выявил совершенно иные предпочтения по тематике контента. Так, почти у всех возрастных категорий самой востребованной тематикой телеграм-каналов стали «новости». На группу в возрасте от 25 до 34 лет на этот контент приходится 54% из топ-30 самых посещаемых каналов, по 43% — от 35 до 44 и от 45 до 55 лет и 37% — старше 55 лет. Исключением является группа от 12 до 24 лет: в ней доля новостных каналов составляет 30% и уступает развлекательным, на которые приходится 47%.

На втором месте во всех возрастных категориях, исключая 12–24 лет, находятся политические каналы. В зависимости от возраста на них приходится от 20 до 37% из топ-30 наиболее читаемых телеграм-каналов. Еще от 10 до 20% составляет доля специализированных телеграм-каналов по теме спецоперации. При этом возрастная группа 12–24 лет ни той, ни другой тематикой не интересуется вообще. Однако только у нее зафиксирован спрос — 17% — на каналы тематики «18+».

Песков заявил, что в обзоры для Путина включают посты из Telegram-каналов
Политика
Владимир Путин

Как структуру интересов объясняют эксперты

YouTube изначально задумывался как развлекательная площадка, напоминает глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. На него приходится около 35% трафика всех российских операторов. При этом количественно социального и политического контента больше именно в «Телеграме». Кроме того, те, кто потребляет его целенаправленно, зачастую обращаются к государственным телеканалам, а не к интернет-площадкам.

Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин согласен: YouTube начинался как сервис с преимущественно развлекательным контентом и остается таковым. По мере взросления аудитории сервиса на платформе стали размещать и другой контент, например образовательный и новостной. Причем это, по словам Бырдина, происходит во всем мире: «Россия в данном случае не специфична». Рост потребления политического контента с 4 до 8% — это отражение международной напряженности и событий, начавшихся после 24 февраля, утверждает эксперт.

«Первый канал» решил вернуть в сетку вещания развлекательные программы
Технологии и медиа
Фото:Олег Яковлев / РБК

Если применительно к YouTube аналогичная статистика по поисковым запросам, как утверждает Кусков, наблюдается и в других странах, то традиционными социально-политическими площадками для европейцев и американцев выступают «Твиттер» и «Фейсбук» (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена). «Доля пользователей «Телеграма» там в принципе ниже», — резюмирует глава TelecomDaily.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Reuters узнал, что Украина не получит все российские активы сразу Политика, 01:15
Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию Политика, 00:59
На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек Политика, 00:32
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. Общество, 00:27
«Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ Спорт, 00:09
Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии Политика, 00:00
Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы Технологии и медиа, 00:00
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ Бизнес, 00:00
Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций Политика, 00:00
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 16 апр, 23:48
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 16 апр, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 16 апр, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 16 апр, 23:07
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 16 апр, 22:34