Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Белоруссии запретили российскую «Хреновину» Бизнес, 18:02
Представители МИД России и ООН обсудили гуманитарную ситуацию на Украине Политика, 17:55
Система светофора: как предупредить покупателя о вредных продуктах Партнерский проект, 17:52
МИД Италии заявил о передаче плана урегулирования на Украине в ООН Политика, 17:43
Названы округа Москвы с наибольшим падением числа сделок с новостройками Недвижимость, 17:34
Моргенштерна вновь оштрафовали на 100 тыс. руб. за пропаганду наркотиков Общество, 17:34
В федерации назвали позором массовую драку на турнире по борьбе в Москве Спорт, 17:27
За рамки стереотипов: гендерные тренды поколения альфа Совместный проект, 17:23
Британские дизайнеры представили эко-плитку из переработанных ракушек Зеленая экономика, 17:20
Хачанов фразой «большинство не за нас» оценил поддержку игроков ATP-тура Спорт, 17:14
«Первый канал» сообщил о сдаче командира бригады морпехов ВСУ Волыны Политика, 17:13
Глава МИД Швеции назвала ложью объявления о связях с РПК Политика, 17:10
Военная операция на Украине. Главное Политика, 17:03
OMV открыла рублевый счет в Газпромбанке и продолжила оплату газа в евро Бизнес, 17:00
Технологии и медиа ,  
0 

Продажи аудиокниг достигли трети от всей цифровой литературы

В ближайшие пять лет аудиокниги обеспечат половину продаж всей цифровой литературы, сейчас они превысили порог примерно в 30%, утверждают профильные онлайн-сервисы. Взрывной рост сегмента продолжился и после локдауна
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Сегмент аудиокниг в России по итогам первой половины 2021 года вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,6 млрд руб. Такую оценку РБК привел Сергей Анурьев, гендиректор группы «ЛитРес», которая помимо флагманского сервиса включает в себя платформу «Самиздат», проекты «Чтец» и «Библиотека», сервис по подписке «MyBook» и рекомендательный сервис «LiveLib».

В январе—июне 2021 года непосредственно у «ЛитРеса» доля аудиокниг в общих продажах цифровой литературы достигла 34%, тогда как годом ранее, в первой половине 2020 года, равнялась 27%, а за аналогичный период 2019 года — 26%. В перспективе трех-пяти лет доля аудиокниг вполне может сравняться с долей электронных и даже, возможно, превысить ее, считает Анурьев. Средняя цена аудиокниги на «ЛитРесе» составляет 249 руб., тогда как стоимость просто электронной текстовой — 192 руб.

Выручка ООО «Литрес» по РСБУ в 2020 году составила 3,9 млрд руб. против 2,7 млрд руб. в 2019 году. Чистая прибыль — 164,9 млн руб. против 2,2 млн руб. годом ранее. Практически все поступления — 4,3 млрд руб. — от продажи продукции, товаров, работ и услуг. По оценкам Kantar TNS, доля всей группы «ЛитРес» в сегменте аудиокниг — 70%.

ООО «Сторител» в 2020 году по РСБУ выручило 394,4 млн руб., что на 68,8% выше показателей 2019 года. При этом компания убыточна: чистый убыток составил 272 млн руб. (175 млн руб. в 2019 году). Выручка ООО «Букмейт» за аналогичный период составила 136,7 млн руб. (рост на 7,7% к году). Чистый убыток — 24,9 млн руб. (почти 23 млн руб. в 2019 году).

Аудиокниги занимают примерно треть от рынка цифровых, согласен Борис Макаренков, гендиректор Storytel Russia, еще одного крупного продавца электронной литературы. Он оценивает объем сегмента аудиокниг по итогам первой половины 2021 года в 1,4 млрд руб. Сегмент растет примерно на 60% год к году, констатирует Storytel. Макаренков также допускает, что через год-полтора доля аудиокниг достигнет 50% в продажах всех цифровой литературы. Формат аудио в России остается в диапазоне 25–30% от рынка, заявил, в свою очередь, гендиректор книжного сервиса Bookmate Андрей Баев.

Минкомсвязь предложила вдвое снизить НДС на электронные и аудиокниги
Технологии и медиа
Фото:Jens Bьttner / DPA / ТАСС

Продажи аудиокниг активно росли в прошлом году во время режима самоизоляции, указывает Анурьев, добавляя, что и после завершения локдауна темпы роста не замедлились. «Это объясняется тем, что сейчас мы вновь стали чаще находиться в дороге, путешествовать по России и в некоторые другие страны, выходить из дома в принципе, а значит, появилось больше возможностей слушать аудиокниги», — объясняет гендиректор «ЛитРес».

Основными потребителями аудиоконтента, как и электронных книг в целом, по оценкам «ЛитРеса», являются женщины. Среди возрастных групп такой формат наиболее востребован у слушателей 25–44 лет. За последние четыре года доля аудиоконтента в выручке сервиса выросла на 10% в сегменте нон-фикшн и на 21% — в художественной литературе.

Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года
Pro
Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы
Pro
Зачем главы крупнейших компаний чистят туалеты и едят собачий корм
Pro
Фото: David Ramos / Getty Images Некоторым даже поднимут зарплату: краткосрочный прогноз для рынка труда
Pro
Фото: Pexels Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики
Pro
Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый?
Pro
Фото: Shutterstock Риск вечного «медвежьего» рынка реален. В каких акциях пересидеть падение
Pro
Фото: Chris McGrath / Getty Images Почему фрилансеры все-таки не заменят компании ключевых сотрудников

В топ-5 самых популярных жанров в 2021 году, по данным Storytel, вошли фантастика и фэнтези (доля 26%, на 25% прирост прослушиваний по сравнению с 2020 годом), современные романы (доля 15%), детективы (13%), классическая литература (9%) и психология (почти 7%). Однако у последней категории доля прослушиваний сократилась на 26%.

Издатели попросили Роскомнадзор привлечь Facebook за пиратские книги
Общество
Фото:Флегонтова Татьяна / ТАСС

Продажи аудиокниг растут «исключительно бодро», утверждает исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. Но он отмечает, что данные о продажах в этом сегменте можно узнать только от самих платформ — независимых измерений ни у кого нет.

«Могу предположить, что у каких-то издателей аудио и текст начнут приносить одинаковые доходы, — рассуждает Харитонов. — Но в целом по рынку аудиокниги все-таки не догонят электронные. Просто потому, что культурные привычки не меняются за год или два. Читатели к электронным книгам привыкали по меньшей мере 25 лет».

Материалы к статье
Авторы
Теги