Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Интерфакс» узнал о нескором возобновлении рейсов на курорты Египта Общество, 23:29 Джонсон встречался с «экс-агентом КГБ» вскоре после отравления Скрипалей Политика, 23:25 Тренды здорового образа жизни будущего: во что вкладывают богатые РБК и Райффайзенбанк, 22:59 Экс-глава МИД Польши дал совет Украине по возвращению Донбасса и Крыма Политика, 22:59 Семь человек пострадали в ДТП в Тамбовской области Общество, 22:46 СМИ сообщили об эвакуации 2 тыс. человек из аквапарка «Мореон» в Москве Общество, 22:38 Появилось видео драки футболистов «Волгаря» и «Легион Динамо» Спорт, 22:04 МИД прокомментировал передачу задержанных кораблей Украине Политика, 21:59 Онлайн-университет: где бесплатно получить знания для развития бизнеса РБК и УРАЛСИБ, 21:46 В Москве несколько сотен человек эвакуировали из ТЦ «Океания» Общество, 21:24 Times сообщила о cокрытии командирами преступлений британских солдат Политика, 21:08 Полиция пригрозила применить боевые патроны против митингующих в Гонконге Общество, 21:03 Активисты сообщили о задержании 70 человек на турнире по единоборствам Общество, 20:54 В Белоруссии завершились парламентские выборы Политика, 20:43
Технологии и медиа ,  
0 
«Билайн» за год потерял почти миллион абонентов и 2% выручки
Абонентская база оператора «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») по итогам июля—сентября сократилась до 58,1 млн человек против 59 млн годом ранее. Как утверждают в компании — прежде всего из-за снижения потока мигрантов в Россию
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Абонентская база сотового оператора «ВымпелКом», развивающего мобильную сеть под брендом «Билайн», по итогам третьего квартала 2016 года сократилась на 2%, говорится в отчетности материнского холдинга VimpelCom Ltd. На конец сентября компания обслуживала 58,1 млн мобильных абонентов, в то время как годом ранее показатель составлял 59 млн. Повысился и годовой уровень оттока абонентской базы: 55 против 53,7% в третьем квартале 2015 года.

Причины ухудшения показателей — рост конкуренции на российском рынке и чувствительность россиян к изменениям цен на связь, вызванным нестабильной макроэкономической ситуацией, поясняют в VimpelCom. По оценке холдинга, конкуренция на российском телеком-рынке останется высокой до конца года.

Представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева пояснила РБК, что дело также в снижении мигрантского потока в Россию, который составляет значительную часть клиентской базы компании. «Наши дилеры пытались компенсировать это более агрессивными методиками продаж, но это не привело к успеху», — говорит она. По словам Айбашевой, это отразилось и на мобильной выручке, «но незначительно». Она в третьем квартале снизилась на 1%, до 58 млрд руб.

Это первое ощутимое снижение мобильной сервисной выручки оператора в 2016 году: по итогам второго квартала она практически не изменилась, а по итогам первого выросла на 1% год к году.

Исключение, подтверждающее правило

«ВымпелКом» может оказаться единственным среди «тройки», кто покажет отрицательную динамику абонентской базы по итогам третьего квартала. Deutsche Bank прогнозирует 2-процентный рост количества абонентов МТС и меньший, чем прежде, но все же рост этого показателя у «МегаФона». Рост базы двух этих компаний, которые еще не обнародовали отчетность за третий квартал, прогнозирует и аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин.

Однако выручка, скорее всего, упадет у всей «большой тройки». «Выручка от мобильной связи находится под давлением у всех игроков. С одной стороны, усилилась конкуренция на рынке, в том числе потому, что Tele2 продолжает попытки расширения абонентской базы в московском регионе. С другой — на доходы влияет общая экономическая ситуация: люди стали тратить меньше денег на услуги связи, меньше путешествуют, что отразилось на доходах операторов от роуминга», — говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов.

По оценкам «Уралсиба» и Raiffeisenbank, совокупная выручка «МегаФона» сократится, но менее драматично, чем у «ВымпелКома», — на 0,1–0,2%. Выручка «МегаФона» в ключевом мобильном сегменте упадет на 4%, прогнозирует «Уралсиб», но ее «поддержат» фиксированный сегмент и продажи гаджетов. Это означает продолжение негативной тенденции: во втором квартале выручка «МегаФона» в мобильном сегменте сократилась на 0,8% год к году.

МТС также может продемонстрировать снижение мобильной выручки, говорится в отчете Deutsche Bank. Мобильные доходы компании, по его прогнозу, сократились в третьем квартале на 1%, до 76,9 млрд руб., при том что во втором они показали рост, но не такой сильный, как в первом, — 0,1 против 0,9%.

Год неоправдавшихся надежд

2016 год, по планам Vimpelcom Ltd, должен был стать для российской «дочки» поворотным. Летом 2015 года на встрече с аналитиками представители «ВымпелКома» обещали, что рост выручки начнется с 2016 года. Джо Лундер в бытность главой холдинга в интервью «Интерфаксу» говорил, что к 2016 году «ВымпелКом» должен стабилизировать долю рынка и вернуться к активному росту. Обе задачи предстояло решать Михаилу Слободину, гендиректору компании. Однако в сентябре он покинул этот пост, оказавшись фигурантом уголовного дела о коррупции в ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС Холдинг) в Коми.

В первом квартале 2016 года совокупные доходы «ВымпелКома» практически не изменились, во втором — сократились на 2%. Показатель EBITDA по итогам июля—сентября сократился на 6%, до 26,7 млрд руб., рентабельность показателя снизилась на 1,8 п.п., до 37,5%.

Совокупная выручка «ВымпелКома» (с учетом фиксированной связи и продаж мобильных устройств) по итогам третьего квартала 2016 года снизилась на 2%, до 71,2 млрд руб., год к году. В то же время оператору удалось замедлить темпы снижения выручки от фиксированных услуг: доходы сократились на 3%, до 11 млрд руб., в то время как во втором квартале падали на 10% год к году, в первом квартале — на 11%.

На чем намерен зарабатывать владелец «ВымпелКома»

Главный управляющий директор VimpelCom Ltd (владеет мобильными операторами в нескольких странах, в том числе российским «ВымпелКомом») Жан-Ив Шарлье в интервью Reuters в пятницу рассказал, что компания инвестирует в новые сервисы. В том числе компания намерена запускать сервисы, которые в своей работе будут использовать данные, полученные от абонентов: например, предложить клиентам возможность вызвать такси в загруженный вечер пятницы. Сервис сможет использовать прогноз о том, где будут находиться потенциальные клиенты и насколько много будет вызовов. Для партнеров VimpelCom такая информация позволит выделиться среди конкурентов, пишет Reuters.

Как и другие мобильные операторы, VimpelCom намерена развивать финансовые сервисы и мессенджеры. На прошлой неделе холдинг запустил в Италии в тестовую эксплуатацию новое приложение для общения — Veon. Как и в популярных мессенджерах WhatsApp и Viber, через Veon можно звонить, отправлять сообщения и видео. Главное отличие — Veon не будет тарифицироваться в пакетном тарифе абонента, в то время как использование других мессенджеров становится платным, после того как абонент израсходовал предусмотренный тарифом лимит интернет-трафика. Полноценный запуск Veon в Италии состоится до конца года. К концу 2017 года приложение станет доступно более чем 200 млн абонентов в странах присутствия VimpelCom, сообщил Шарлье Reuters.

Магазин исследований: аналитика по теме "Связь"