Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Суд заочно арестовал родственника убитого в Берлине Хангошвили Общество, 18:19 Rambler предъявил права на проданный за $670 млн проект Технологии и медиа, 18:19 Ганус объяснил процесс обжалования Россией санкций WADA в CAS Спорт, 18:17 СК начал проверку обстоятельств смерти журналиста «Вечерней Москвы» Общество, 18:11 Число пострадавших при пожаре на «Адмирале Кузнецове» выросло до 12 Общество, 18:09 Израиль зашел на третий круг политического кризиса Политика, 18:04 Не модно: от чего отказываются застройщики и покупатели элитного жилья РБК и Элитная недвижимость, 18:00 Путин назначил замминистра по ЧС главой Иркутской области Политика, 17:57 При пожаре на «Адмирале Кузнецове» пострадали 10 военных Общество, 17:49 Как мошенники влияют на стоимость Bitcoin Крипто, 17:30 С кем лучше всего поехать в спонтанное путешествие. Игра РБК и Subaru, 17:30 Суд Монако закрыл разбирательство по иску Рыболовлева к арт-дилеру Бувье Общество, 17:28 Доллар на торгах Мосбиржи впервые с лета упал ниже 63 руб. Финансы, 17:27 Бывший президент «Локомотива» допустила вылет «Спартака» из премьер-лиги Спорт, 17:24
Технологии и медиа ,  
0 
Россияне оказались «исторически не готовы» платить за телеконтент
В прошлом году дополнительные пакеты каналов у операторов платного телевидения приобрели только 24% россиян, а услугу видео по запросу — 17%, свидетельствуют результаты опроса, проведенного iKS-Consulting
Фото: Андрей Кекяляйнен / Лори

​Онлайн-кинотеатры и сервисы видео по запросу (Video-on-Demand, VoD) пока имеют в России достаточно специфическую и ограниченную аудиторию. Спрос на них все еще является нишевым и оказывает незначительное влияние на развитие национального телерынка. К таким выводам пришла аналитическая компания iKS-Consulting, проанализировав итоги опроса, проведенного в октябре 2016 года (результаты есть у РБК; выборка более 2 тыс. человек; все федеральные округа).

Как выяснила iKS-Consulting, 22,1% опрошенных заявили, что никогда не смотрели платное телевидение, поскольку «не позиционируют кабельное телевидение платной услугой». Услугой VoD или онлайн-кинотеатрами пользовались 17% респондентов. В среднем они тратили на это около 400 руб. в месяц.

По мнению авторов исследования, в России «изначально исторически сложилась ситуация «дешевого платного ТВ». «Большинство считают, что кабельное ТВ или даже IPTV им предоставлено бесплатно, — объясняет представитель iKS-Consulting. — В среднем респонденты смотрели по фильму в неделю. При такой частоте речь идет о сумме примерно 1 тыс. руб. в месяц. По их мнению, это невыгодно, и пока больший вес имеют нелегальные ресурсы».

Большинство пользователей предпочитают смотреть видео бесплатно на ресурсах, которые работают по рекламной модели.

По словам генерального директора онлайн-кинотеатра TVzavr Марины Сурыгиной, процент платящих за VoD пользователей зависит от того, какое устройство они используют. «На десктопе, где процветает пиратство, менее 1% пользователей платят за видеоконтент; на мобильных устройствах и SmartTV — порядка 15–20%», — рассказала Сурыгина. Другой важный фактор — свежесть продукта. За легальный просмотр фильма, который только что вышел в кинопрокат, готовы заплатить 69,3% опрошенных, через неделю после выхода — 64,5%, через месяц — 46%.

Чуть лучше ситуация с продажей дополнительных пакетов операторами платного ТВ: 24% респондентов сказали, что приобретали их. Впрочем, один из участников рынка считает такой показатель сильно завышенным. «24% — это космическая цифра. В среднем процент проникновения в зависимости от тематики пакета не превышает 10%», — считает Елена Ячменникова, директор по развитию группы «Орион» (оператор спутникового ТВ).

Представитель компании «Эр-Телеком» (оказывает услуги платного ТВ и доступа в интернет под брендом «Дом.ru») Нино Донадзе отметила, что, как правило, абоненты выбирают из двух услуг — или тематические пакеты каналов, или VoD. По ее словам, эти сервисы направлены на разные группы пользователей. Тематические пакеты — это, по сути, привычное линейное ТВ, поэтому проникновение услуги является высоким. Платный VoD не так популярен, его можно подключить только через интерактивные ТВ-приставки. «В нашей сети тематические пакеты подключены у 25% клиентов цифрового ТВ, платный VoD — примерно у 5%, оба показателя растут быстрыми темпами. По нашим оценкам, в среднем по рынку эти цифры составляют 15–20 и 8–10% соответственно», — рассказала РБК Донадзе.

Всего по итогам 2016 года услугами платного телевидения пользовались 41,2 млн домохозяйств, что на 4,9% больше, чем в 2015 году, подсчитала iKS-Consulting. Но при этом темпы роста рынка снизились: по итогам 2015 года количество абонентов увеличилось на 5,5% год к году.

Объем рынка вырос на 8,7%, до 73,2 млрд руб. По итогам 2015 года прирост составлял 9,9%.

Оценки количества абонентов платного, сделанные ТВ iKS-Consulting, совпали с оценками другой аналитической компании — «ТМТ Консалтинг», но последняя оценила объем рынка несколько выше — в 73,7 млрд руб.

Крупнейшими российскими операторами платного ТВ по количеству абонентов, по данным iKS-Consulting, в 2016 году были Национал​ьная спутниковая компания (бренд «Триколор ТВ», 29%), «Ростелеком» (23%), «ЭР-Телеком» (7%), «Орион-Экспресс» (7%) и МТС (7%). Они получили 53% доходов на этом рынке.