Лента новостей
Число задержанных во время протестов в Париже возросло до 120 человек 18:15, Политика В РПЦ сравнили участие иерархов УПЦ в соборе Киева с предательством Иуды 18:10, Политика Готовим правильный «Цезарь»: кейл, романо и ломтики жареного цыпленка 18:03, РБК и Белая Дача Путин пообещал обсудить с экспертами нецензурную лексику в поп-культуре 17:41, Общество В Житомирской области Украины разбился Су-27 17:22, Политика Куда пойдет цена бензина: экономический тест для бизнесменов 17:10, РБК и Thomson Reuters В Минобороны Германии заявили о планах купить новый самолет для Меркель 17:09, Политика Замглавы Минобороны заявил о передаче армии 35 новых образцов вооружения 16:52, Политика Путин провел мечтавшего полетать над Петербургом мальчика к вертолету 16:37, Общество Винницкая епархия УПЦ опровергла захват Спасо-Преображенского собора 16:12, Общество Меньше, но лучше: кто и за сколько покупает элитные студии в Москве 16:01, РБК и Элитная недвижимость Путин выступил против подхода к рэперам по принципу «хватать и не пущать» 15:57, Общество В Подмосковье полицейский пострадал при взрыве боеприпаса времен ВОВ 15:34, Общество TripAdvisor назвал самые популярные достопримечательности 2018 года 15:26, Общество МОК потребовал от российских бобслеистов вернуть золотые медали Олимпиады 15:17, Спорт На объединительный собор в Киеве прибыли только два архиерея УПЦ МП 15:05, Общество За 10 минут: готовим куриный бургер с овощами и соусом песто 15:05, РБК и Barilla День тишины накануне выборов главы Приморья прошел без нарушений 14:45, Политика СМИ узнали о попытках Москвы подключить Китай к переговорам по РСМД 14:08, Политика Как четвертая промышленная революция повлияет на транспорт в России 14:05, РБК и ГТЛК IBU не стал отстранять сборную России по биатлону от участия в Кубке мира 14:01, Спорт Бывший посол США на Украине назвал цель санкций против России 13:56, Политика Силуанов предложил ввести мораторий на проверки самозанятых 13:23, Общество Где искусственный интеллект уже сейчас заменяет человека 12:54, РБК и Lexus Минздрав посчитает реальное количество выпитого россиянами алкоголя 12:53, Общество Во Франции в преддверии протестов «желтых жилетов» задержали 46 человек 12:46, Общество В Москве мужчина ударил полицейского ножом 12:24, Общество Организаторы Давосского форума отменили ограничения для делегации России 12:11, Политика
«Яндекс» стал единственным владельцем агрегатора скидок «Едадил»
Технологии и медиа, 02 окт, 08:00
0
«Яндекс» стал единственным владельцем агрегатора скидок «Едадил»
«Яндекс» купил агрегатора скидок «Едадил». Сделка нужна, чтобы повысить доходы от рекламы: зная, какие покупки делал конкретный пользователь, «Яндекс» сможет доказать рекламодателям, что продвижение товара было эффективным
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

«Яндекс» увеличил с 10 до 100% свою долю в стартапе «Едадил», который развивает одноименное мобильное приложение, позволяющее получать информацию об акциях в ближайших магазинах, персональные купоны на скидку, а также кешбэк. О сделке РБК рассказала основатель «Едадила» Наталия Шагарина и подтвердил представитель «Яндекса».

Каталог со скидкой

Наталия Шагарина — бывший продакт-менеджер «Яндекса». Идея запустить электронный каталог, в котором будут собраны скидки на продукты и хозтовары из ближайших магазинов, пришла ей в 2010 году, но создать продукт удалось только во время декретного отпуска в 2012 году. В апреле 2015 года было зарегистрировано ООО «Едадил». Кроме Шагариной долю в компании (10%) получил программист Святослав Иванов, создавший техническую часть проекта. «Яндекс» впервые вошел в капитал «Едадила» в середине 2015 года, получив 10% (у Наталии Шагариной оставалось 80% компании). Стороны не раскрывали условий сделки. Отказались они сообщить и сумму, которую «Яндекс» заплатил за увеличение доли до 100%.

По оценке аналитика Sova Capital Александра Венграновича, 100% «Едадила» могут стоить 600–800 млн руб., то есть за 90% «Яндекс» мог заплатить 540–720 млн. «Максимальная стоимость такой компании может составлять около пяти ее годовых выручек. Компания убыточна, но ее основная ценность состоит в доступе к аудитории», — рассказал Венгранович.

Пользоваться сервисом можно через мобильное приложение и сайт компании. Изначально «Едадил» развивал только рекламную модель: производители и сети размещали информацию об акциях. В 2016 году появились купоны — при сканировании на кассе их предъявителю предоставляется скидка. С декабря 2017 года пользователи могут получать кешбэк по определенным товарам из каталога, если сканируют QR-код своего чека. «Едадил» получает процент с каждого предъявленного купона или сканированного чека (размер не раскрывается). В сентябре, по данным «Едадила», у приложения было более 6,2 млн пользователей (по данным MediaScope, на август в городах с населением более 100 тыс. человек у приложения было 7 млн посетителей, оно занимало 19-е место по популярности у российских пользователей). Партнерами сервиса являются более 650 ретейлеров, а также топ-50 крупнейших производителей FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного потребления) в России. Выручка «Едадила» в 2017 году равнялась 39,977 млн руб., у его «дочки» «Едадил Промо» — 106,4 млн руб., по данным СПАРК. Чистый убыток составил 95,63 млн и 90,4 млн руб. соответственно.

Знатоки потребительских душ

По словам Шагариной, оборот food modern trade (сетевые и несетевые продуктовые магазины самообслуживания) в России составляет 8 трлн руб. в год, из которых 3,8 трлн руб. приходится на продажи по промоакциям. Однако сами сети и производители FMCG пока еще относительно немного тратят на продвижение через цифровые каналы, предпочитая телевизионную рекламу. По данным Adindex, в 2017 году в топ-3 крупнейших рекламодателей в России входили компании — производители FMCG PepsiCo, Nestle и Procter & Gamble. При этом бюджет PepsiCo на ТВ-рекламу составлял 5,4 млрд руб., а на рекламу в интернете — лишь 824 млн руб.

«Едадил» позволяет производителям таргетировать рекламу на тех, кто проявил интерес к той или иной категории товаров, и стимулировать лояльность конкретных покупателей, предлагая им скидки на любимые продукты. «Производитель сохраняет клиента, а потребитель покупает любимые продукты с оптимальной скидкой и не переключается на другие бренды», — указала Шагарина.

Наталия Шагарина (Фото: VIY Management / YouTube)

Она отметила, что «Едадил» «достаточно давно называл себя экспериментальным проектом «Яндекса». «Мы знали, что проект в случае успеха станет частью «Яндекса». Сделка — признание нашего успеха», — говорит Шагарина. Благодаря возможной синергии с популярными сервисами «Яндекса» компания рассчитывает развивать новые инструменты для FMCG, например возможность раздавать стимулирующие призы тем, кто сканирует чеки и получает кешбэк. Также «Едадил» намерен добавить в каталог фармацевтические продукты, на которые не требуются рецепты, и уже запустил эксперимент с одеждой и обувью. Например, когда пользователь ищет определенный предмет гардероба, ему могут предложить модель от магазинов-рекламодателей, а потом проверить, действительно ли вещь была приобретена.

«У «Яндекса» есть доступ к большой аудитории. Благодаря покупке «Едадила» холдинг сможет доказать клиентам из сферы FMCG, что рекламируемый товар и правда купили. Это должно увеличить долю «Яндекса» в рекламных бюджетах подобных компаний», — считает Шагарина. «Едадил» также можно будет интегрировать с другими сервисами «Яндекса». «Например, когда пользователь проходит или проезжает мимо продуктового супермаркета или просто решил найти ближайшие магазины, ему могут показать, что в конкретной точке рядом с ним доступен купон на такой-то товар», — рассказала она.

Директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин подтвердил — им интересны разные сценарии в поведении покупателей на FMCG-рынке. Компания видит перспективы в объединении сценариев «Едадила» со своими продуктами, обладающими большой аудиторией, отметил он. Однако конкретных показателей, которых «Яндекс» может достичь за счет приобретения, не назвал.

По итогам второго квартала выручка головной компании «Яндекса» Yandex N.V. равнялась 29,7 млрд руб., чистая прибыль — 33,3 млрд руб. (5,3 млрд без учета сделки по продаже доли в «Яндекс.Маркет»). Основная часть выручки — 64% — приходилась на онлайн-рекламу.

Нетайный покупатель

«Едадил» много инвестировал в привлечение активной аудитории своего мобильного приложения, в чем, несомненно, добился больших успехов, — отметил сооснователь маркетинговой платформы CallToVisit Дмитрий Егоров. — Их многомиллионная аудитория позволяет формировать единую базу данных о совершаемых покупках конкретного человека (за счет знания номера телефона или адреса электронной почты)». Он считает приобретение удачным для «Яндекса» — оно позволит предлагать рекламодателям более совершенные рекламные продукты, а также расширить экосистему сервисов, добавив в него сервис кешбэков. У основного конкурента «Яндекса», Mail.Ru Group, есть соцсети, в которых уже содержится много данных о предпочтениях пользователей, то есть «Яндекс» стремится лидировать на данном направлении, рассуждает Егоров.

Как пояснил РБК управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, «Яндекс» выстраивает единую экосистему вокруг своих базовых сервисов, таких как поисковик, «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Такси». «Покупка «Едадила» — это стратегический шаг, за последние несколько лет «Яндекс» осуществил около десятка сделок, которые направлены на усиление его основных направлений. Главная цель — укрепление конкурентных позиций относительно Mail.Ru Group и других игроков», — указал он. Чачава отметил, что обычно полная интеграция новых компаний занимает у «Яндекса» около года, первые эффекты от приобретения появляются в течение трех-четырех месяцев.

Зачем знать о покупках интернет-пользователей​

Согласно исследованию Cracked Labs, основными источниками информации об интернет-пользователях являются информационные брокеры, например Acxiom и Oracle. Они накапливают информацию о людях десятилетиями — сначала данные брались из публичных источников (телефонных справочников, судебных записей, анкет и т.д.), сейчас используются и цифровые источники (крупные ИТ-компании, собирающие данные о телефонных разговорах, транзакциях, активности в интернете и пр.). Еще один источник данных — программы лояльности, с помощью которых компании устанавливают связь между конкретными людьми и данными об их покупках. Так, Acxiom сотрудничает с Ibotta, предоставляющей кешбэк по различным покупкам. У каждого человека в системе Acxiom есть уникальный ID — код, связанный с его электронной почтой, номером телефона, геолокацией, IP-адресом и cookie. Такой ID приписывается к различным категориям, в которые попадает человек. Клиент Acxiom может предоставить компании номер телефона или электронную почту интересующего его человека, а взамен получить информацию о его категориях. Сейчас такая информация используется в основном для настройки таргетированной рекламы в интернете или скоринга, но в перспективе компании могут, например, использовать ее для персонализации динамического ценообразования (цены на товары в интернет-магазине смогут меняться в зависимости от того, кто его посетил). С помощью геотаргетинга компании смогут влиять на решение пользователя о покупке, показывая ему ту или иную рекламу в нужном месте в нужное время.

Магазин исследований: аналитика по теме "Мобильные приложения", "Интернет-торговля"