В Госдуму внесен законопроект о введении электронного документооборота в бухгалтерском учете.
В Госдуму внесен законопроект о введении электронного документооборота в бухгалтерском учете. Как сообщили в аппарате нижней палаты, авторы законопроекта, депутаты Госдумы Константин Шипунов и Сергей Петров предлагают внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ и закон "О бухгалтерском учете".
Предлагаемый законопроект позволяет создавать первичные документы в виде электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью или ее аналогами, не меняя порядка составления и выставления первичных документов. В действующем законодательстве счет-фактура заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или по доверенности от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем.
Первичные учетные документы заверяются подписями лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции. В законе нет ограничения на использование только собственноручной подписи указанных лиц, что позволяет заверять документы как собственноручной подписью, так и любыми аналогами собственноручной подписи, включая электронную цифровую подпись. Организации получают возможность использования обмена электронными документами в добровольном порядке, при котором сохраняется возможность использования документов на бумажном носителе.
В соответствии с вносимыми поправками выставленные и полученные первичные документы в виде электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, организация обязана хранить в том виде, в котором они были выставлены или получены, для предотвращения ситуаций, когда модифицированный (заархивированный и т.п.) документ невозможно будет изучить при проведении органами государственной власти контрольных мероприятий.
Организациям дается право самостоятельно определять место хранения документации, что позволит не создавать отдельных условий для хранения первичных документов в каждом представительстве, а создать единый центр хранения первичных документов.
Предоставление первичных документов в фискальный орган в виде электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, позволит сократить время на обработку информации и затраты, связанные с хранением документов как с точки зрения государства, так и с точки зрения хозяйствующих субъектов.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит: внедрить оборот и хранение первичных документов, составленных в виде электронных документов; увеличить доходы бюджета за счет налоговых поступлений при возрастании деловой и инвестиционной активности филиалов иностранных компаний, активно использующих системы электронного документооборота за рубежом, а также российских компаний, внедривших информационные технологии в практику делопроизводства и налаживающих интенсивное сотрудничество с зарубежными партнерами, использующими электронный документооборот.