Правительство РФ и участники рынка нацелены на рост господдержки агросектора, эксперты озабочены этим процессом (повтор от 06.06.2009).
Российское правительство и участники рынка нацелены на рост господдержки агросектора, однако международные эксперты озабочены этим процессом. В рамках организованного в Санкт-Петербурге впервые в мировой практике столь масштабного и представительного Всемирного зернового форума глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил на встрече президента РФ Дмитрия Медведева с аграриями, что удержать достигнутые Россией позиции на мировом рынке зерна будет довольно сложно в условиях конкурентной борьбы без поддержки государства. "Так исторически сложилось, что завоеванное Россией место на мировом рынке зерна обеспечено за счет усилий бизнеса, без программ государственной поддержки процесса экспорта. Теперь стоит задача сохранить эти позиции на рынке. То, что мы завоевали, необходимо удержать", - подчеркнул А.Злочевский.
При этом он считает, что необходимо сформировать государственную поддержку экспортной направленности. Между тем, он подчеркнул, что самое главное в этих начинаниях - "не идти в разрез с программой развития экспорта, которая образуется в рыночных условиях". Такая ситуация диспропорции инициатив государственного и частного секторов, по его мнению, образовалась в прошлом зерновом сезоне, когда на фоне роста цен в самый разгар переговоров с японцами по созданию зернового терминала на Дальнем Востоке правительством были введены экспортные пошлины. На этом фоне переговоры были свернуты по инициативе зарубежной стороны. "Таким образом, инвесторы готовы вкладывать в инфраструктуру, но опираясь на прогнозируемую политику, с гарантиями инвестиций минимум на 50 лет, то есть вся государственная политика должна гарантировать такие инвестиции", - подчеркнул А.Злочевский. По его словам, зерновой рынок в РФ волнует предсказуемость и прогнозируемость, возможность вместе с государством развивать это направление.
Тогда Д.Медведев попросил конкретизировать что глава крупнейшего отраслевого объединения имеет в виду под мерами государственной поддержки. В ответ А.Злочевский назвал, в частности, комплекс мер, который предусматривает не только действенную таможенно-тарифную политику, но и активизацию экспорта за счет работы торговых представительств, обозначил он и согласованную политику в отношении доступа российского зерна на рынки других стран. Он привел пример действующей в ЕС квоты на ввоз зерна. Эксперт считает, что это ограничение не очень обоснованно, так как такая мера носит односторонний характер: российское зерно не пускают, а территория РФ открыта для ввоза с этих стран. "В критические моменты требуется поддержка в виде прямых экспортных субсидий. Особенно это касается продукции с высокой добавленной стоимостью", - высказал консолидированное мнение участников рынка А.Злочевский.
Однако в этот день форума на рабочей встрече с главами делегаций стран - поставщиков и покупателей зерна первого заместителя председателя правительства РФ Виктора Зубкова руководитель подразделения агропродовольственной торговли и маркетинга Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Уэйн Джонс высказал мнение, что субсидирование агропроизводства вносит искажение в рынки. Также он сообщил об озабоченности ОЭСР в отношении избыточно применяемой поддержки со стороны государства агросектора ряда стран, что даже провоцирует рост цен на сельхозпродукцию. Другая сторона государственного вмешательства, например ограничение экспорта продовольственных ресурсов, также приводит к росту цен на мировых пищевых рынках. "Ограничение экспорта отражает нацеленность на самообеспечение рынка страны, но не на экономическое развитие рынка", - уверен У.Джонс. По его мнению, государствам, стремящимся развивать агропроизводство, стоило бы заняться организацией системы кредитных рынков, что позволит создать более стабильную рыночную среду. Также в ОЭСР назвали общие черты раннего развития агрорынков в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), где наблюдаются сложности и завышенные требования со стороны банков в процессе привлечения компаниями инвестиционных средств, невысокая гибкость государственной политики, ограниченные бюджеты отрасли.
Говоря о позиции России в отношении развития агропроизводства, в разговоре с журналистами по итогам первого дня форума и состоявшихся встреч с министрами основных зернопроизводящих и зернопотребляющих стран, министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник в очередной раз указала на то, что хотя есть разные подходы в вопросах господдержки аграрного сектора, тем не менее Россия будет настаивать на размере ежегодной поддержки в 9 млрд долл. российского сельского хозяйства при переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом в отношении рынка зерна она напомнила о создании новой государственной структуры "Российская зерновая компания" весной 2009г., которая займется вопросами экспорта зерна, в том числе из интервенционного фонда. По ее словам, закрепив позиции на мировом рынке торговли зерном всего за восемь лет и удерживая на сегодня 5% рынка в общем объеме производства этого продовольственного ресурса, Россия на сегодня находится на четвертом месте в мире по экспорту зерна, при этом на третьем в сегменте поставок ячменя и пшеницы.
В Минсельхозе РФ предполагают, что в перспективе 10-15 лет Россия сможет выйти на уровень производства зерна до 135 млн т в год, в 2008г. этот показатель был рекордным и достиг 108 млн т, из них на экспорт будет отправлено за зерновой год (с июля 2008г. по июль 2009г.) свыше 20 млн т. Между тем, касаясь темы экспорта, Е.Скрынник подчеркнула, что качество производимого зерна должно соответствовать потребностям импортеров российского ресурса. "Мы должны уйти от преобладания фуражного зерна в производстве и поставках и поставлять зерно более высокого класса, которое необходимо нашим покупателям за рубежом", - заявила Е.Скрынник. При условии введения в оборот дополнительной пашни под зерновые и наращивания экспорта, как считает министр, российские аграрии смогут выполнить амбициозные планы завоевания устойчивых позиций на мировом рынке качественного зерна.
Также она упомянула, что во встречах с министрами других стран сейчас возникал вопрос о создании своеобразного мирового зернового пула, который бы контролировал ввоз и экспорт зерна, однако указала, что "это важный и сложный вопрос, требующий детальной проработки и более четких контуров". "Это не идея аналогии ОПЕК в зерновой сфере, это понимание необходимости синхронизации аграрной политики стран, так как только так мы можем отстаивать свои интересы, снижать стоимость продуктов питания, обеспечивая их физическую и экономическую доступность населению", - сказала она. Данная идея уже поддержана министрами 13 стран, однако вопрос требует серьезной проработки, подчеркнула Е.Скрынник. Она считает, что в вопросе такой синхронизации нужна выработка общей инфраструктуры, ценовой политики, нейтрализация ценовых спекулянтов.
Между тем более конкретные перспективы обретает формирование зернового Причерноморского пула, куда могут войти, помимо России, Украина и Казахстан.