X5 меняет ценовую и ассортиментую политику в торговой сети "Пятерочка".
X5 меняет ценовую и ассортиментую политику в собственных магазинах торговой сети "Пятерочка". Об этом журналистам сообщил исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. По его словам, к первой декаде апреля 2009г. на 100% ассортимента торговой сети, за исключением франчайзинговых магазинов, будут установлены минимальные цены. Ранее с ориентацией на минимальные на рынке цены выставлялось 20% ассортимента "Пятерочки", который формировал 40% выручки. Теперь такая практика ценообразования будет экстраполирована и на другие 80% ассортимента, на которые ранее устанавливалась цена с ориентацией на средний уровень по рынку.
Снижение цен планируется осуществлять за счет сокращения операционных издержек, включая арендную плату, а также за счет сокращения ассортимента, пояснил генеральный директор формата дискаунтера Х5 Олег Высоцкий. Так, если на 1 января 2009г. количество ассортиментных позиций в торговой сети "Пятерочка" составляло в среднем 3,5 тыс. наименований, а уже в течение 2008г. было снижено на 20%, то к середине 2009г. их число будет снижено еще на 20%. Поясняя, каких позиций коснется запланированное сокращение ассортимента, О.Высоцкий сообщил, что в последнее время снижаются продажи в категориях fresh (например, охлажденное мясо); меняются предпочтения потребителей в категориях "фрукты" в виде снижения продаж груш и винограда. Однако в условиях кризиса растут продажи яблок, бакалеи (крупа, рис, макароны, тушенка, сахар). К удешевлению цен в сети "Пятерочка", по предположению менеджмента, приведет также новая закупочная политика: поставщики сети будут отбираться посредством открытых тендеров.
Помимо этого предполагается постепенное увеличение в структуре ассортимента доли частных торговых марок (private label). На сегодня на них приходится 6-7% в структуре оборота, а в течение ближайших 2-3 лет планируется увеличить этот показатель до 25-30%, отметил Л.Хасис.
При этом он подчеркнул, что новой ценовой политики не будут придерживаться магазины "Пятерочка" в некоторых регионах, работающие на условиях франчайзинга, в силу отсутствия объединения их системы закупок с собственными магазинами группы X5. В этой связи Л.Хасис не исключил варианта покупки франчайзи.
Кроме того группа X5 планирует развивать собственные логистические ресурсы. Так, в ближайшее время будут открыты распределительные центры в Ростове-на-Дону и Казани. Сейчас такие объекты работают в Перми, Челябинске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре.
Между тем, представители X5 не озвучивают прогнозы, как скажется новая ценовая и ассортиментная политика на прибыльности работы торговой сети. Однако Л.Хасис косвенно оценил возможное развитие финансовой ситуации в общем анализе тенденций рынка. "Прибыльность наиболее крупных компаний розничной торговли в 2009г. не будет превышать 2% от товарооброта. У большинства ритейлеров будет показатель до 2%, а у многих будут зафиксированы убытки", - считает Л.Хасис.
"Пятерочка" - крупнейшая российская сеть универсамов экономического класса формата, позиционируемая до марта 2009г. как "мягкий дискаунтер". Сеть основана в январе 1999г. Каждый из магазинов сети имеет чистую торговую площадь от 500 до 800 кв. м и предлагает в среднем 3 тыс. наименований товаров. На середину марта 2009г. торговая сеть включает 870 магазинов, включая франчайзинговые.
Х5 Retail Group N.V. образована в мае 2006г. путем слияния розничных сетей "Пятерочка" и "Перекресток". На 31 декабря 2008г. под управлением компании находилось 1 тыс. 101 магазин с расположением в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включала на начало 2009г. в себя 848 магазинов "Пятерочка" формата "мягкий дискаунтер", 207 супермаркетов "Перекресток" и 46 гипермаркетов. На 31 декабря 2008г. число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 607. С мая 2005г. акции X5 Retail Group N.V. котируются на Лондонской фондовой бирже (LSE) в виде глобальных депозитарных расписок (GDR). По состоянию на 30 июня 2008г. "Альфа-групп" владела 47,2% уставного капитала X5 Retail (в том числе 5% бумаг находится в сделке финансового РЕПО), менеджменту X5 Retail принадлежало 1,8%, основателям сети "Пятерочка" (включая Андрея Рогачева) - 23,1%. В свободном обращении находится 27,9% акций.