ЛУКОЙЛ готов к конкуренции с "Транснефтепродуктом" на рынке авиакеросина.
НК "ЛУКОЙЛ" готова к конкуренции с "Транснефтепродуктом" в случае, если он получит разрешение правительства на создание альтернативной сети топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в РФ. Так в пресс-службе ЛУКОЙЛа прокомментировали РБК намерение "Транснефтепродукта" создать ТЗК в крупных регионах РФ, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, для поставок авиакеросина с НПЗ напрямую в аэропорты через свою нефтепродуктопроводную систему. Как отметили в ЛУКОЙЛе, это пока лишь планы, но даже если они реализуются, бизнес компании, как производителя авиакеросина и крупного оптового поставщика топлива, задет не будет, в том числе в Московском регионе. Что же касается возможной конкуренции в аэропортах (ЛУКОЙЛ владеет рядом ТЗК и заправляет самолеты "в крыло"), то ее ЛУКОЙЛ не боится.
"Мы являемся крупным производителем авивакеросина и будем продавать его на территории России. У ЛУКОЙЛа есть также программа развития ТЗК, которыми мы владеем как полностью, так и в партнерстве, и намерены развивать эту сферу бизнеса в дальнейшем. Мы привыкли работать в условиях конкуренции", - сказали в пресс-службе компании. Говоря о последствиях внедрения альтернативной сети ТЗК, там заметили, что создание конкуренции на рынке приведет к образованию справедливой цены на топливо.
В НК "Роснефть" инициативу "Транснефтепродукта" детально не комментируют. Как отметил официальный представитель "Роснефти" Николай Манвелов, "если появятся конкретные предложения по этой теме, мы будем их изучать".
В других крупных производителях авиатоплива - "Газпром нефти", "ТНК-ВР и "Сургутнефтегазе"- отказались прокомментировать предложения "Транснефтепродукта".
С лета 2008г. правительство РФ серьезно озаботилось ситуацией на рынке авиатоплива. По данным ФАС, с ноября 2007г. по июнь 2008г. цены на авиакеросин выросли на 70%. В июле вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что для ухода от такой ситуации рассматривается вариант создания альтернативных ТЗК в каждом из крупных авиаузлов. Среди других мер он назвал ограничение сфер деятельности ТЗК только хранением топлива и контролем его качества, что позволит уменьшить число посредников, а также шаги по переходу на долгосрочные контракты между производителями топлива и авиакомпаниями. 11 июля 2008г. премьер-министр Владимир Путин подверг резкой критике ФАС и призвал ее к активным действиям по пресечению деятельности монополистов на топливных рынках, в том числе на рынке авиатоплива, пригрозив "кадровыми решениями". После чего ФАС возбудила дела в отношении пяти крупнейших нефтяных игроков - "Газпром нефти", ТНК-ВР, НК "Роснефть", "Сургутнефтегаза" и НК "ЛУКОЙЛ", усмотрев в их действиях злоупотребления доминирующим положением на рынке авиакеросина и дизельного топлива в РФ. В ответ компании заявили, что работают в рыночных условиях, соблюдают закон и не вступали в сговор. Президент "Газпром нефти" Алекснадр Дюков пояснял, что рост цен провоцирует рынок, а в отдельных случаях - посредники. Избежать скачков и всплесков цен, по его мнению, позволит устранение с рынка посредников, у которых нет экономической целесообразности для присутствия в этом секторе рынка, и переход на долгосрочные прямые договоры между авиакомпаниями и поставщиками топлива.
Подробности создания альтернативной сети ТЗК сегодня привел президент "Транснефтепродукта" Сергей Маслов. По его словам, компания готова реализовать проекты по созданию ТЗК для поставки авиакеросина с НПЗ по своей системе до аэропорта. Проект в Московском регионе, где продуктопроводы ТНП доходят до авиаузлов, может быть реализован за 12 месяцев. Аналогичные проекты компания готова выполнить в Уфе, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге и других городах-миллионниках. Такая схема, по оценке ТНП, позволит снизить стоимость авиакеросина, исключив участие всех посредников в цепочке от производства до поставок авиакеросина "в крыло самолета". Данное предложение уже подготовлено и будет рассмотрено в правительстве.