В.Путин открыл "Север", определил маршрут БТС-2 и конкретизировал налоговые преобразования для ТЭКа (обобщение).
Определяющие для российского топливно-энергетического комплекса новости поступали в течение сегодняшнего дня из Ленинградской области. Премьер-министр РФ Владимир Путин торжественно запустил сегодня в Приморске в реализацию первую фазу проекта "Север", а затем в Усть-Луге определил судьбу проекта "Балтийская трубопроводная система-2" и обозначил конкретные шаги по снижению налоговой нагрузки на российский ТЭК.
"Транснефтепродукт" ввел сегодня днем в Приморске в эксплуатацию первый пусковой комплекс проекта "Север", который включает в себя магистральный нефтепродуктопровод Кстово (Второво) - Ярославль - Кириши - Приморск протяженностью 1 тыс. 56 км и морской терминал по перегрузке светлых нефтепродуктов в порту Приморск (Ленинградская область). Проект "Север" включен в долгосрочные федеральные программы развития топливно-энергетического комплекса России. Он включает строительство резервуарного парка емкостью 720 тыс. куб. м. Ранее Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила тариф на прокачку нефтепродуктов в рамках проекта "Север" на уровне 681,20 руб./т (без НДС).
Напомним, целью проекта "Север" является создание трубопроводной системы для экспорта светлых нефтепродуктов в основном в страны Западной и Северной Европы. Реализация проекта позволяет снизить зависимость российского экспорта светлых нефтепродуктов от сопредельных государств и способствует укреплению энергетической безопасности и экономики России.
Сейчас около 50% общего объема экспорта светлых нефтепродуктов России осуществляется через Вентспилский морской порт. Присутствовавший на торжественной церемонии запуска комплекса премьер В.Путин выразил надежду, что экспортные грузы нефтепродуктов, которые сегодня переправляются в Европу через страны Прибалтики, будут в ближайшее время переориентированы на российские порты. Условием для этого является своевременное завершение работ на соответствующих нефтеперерабатывающих предприятиях в Киришах, на Нижней Волге и Татарстане. В этом случае, по словам В.Путина, есть полная возможность расширить перевалочные мощности терминала до 24 млн т в год. "Я очень рассчитываю, что в ближайшее время это будет сделано", - добавил премьер.
Следующим пунктом сегодняшнего маршрута В.Путина стала Усть-Луга, где он провел совещание по вопросам создания Балтийской трубопроводной системы-2. До того, как озвучить решения по данному вопросу, глава российского кабинета министров вновь заявил о необходимости ослабления налогового бремени российской нефтяной отрасли. Напомним, выступая неделю назад в Госдуме перед своим утверждением на посту премьера, В.Путин посетовал, что существующий налоговый режим позволяет изымать в бюджет до 80% прибыли нефтегазовых компаний. Тогда он заявил, о необходимости ослабления фискального давления на ТЭК, на что рынок моментально отреагировал подорожанием нефтегазовых акций. Сегодня были озвучены более конкретные шаги в этом направлении.
Во-первых, НДПИ. По словам В.Путина, законопроект о его снижении уже готов, и его необходимо как можно скорее внести в Госдуму. Хотя еще совсем ранее Минфин не спешил с пересмотром действующей ставки - замминистра финансов Сергей Шаталов в конце марта подчеркивал, что это приведет к потерям федерального бюджета в размере 100 млрд руб., так что "цифры и способы решения данного вопроса будут уточняться". Напомним, речь идет об изменении шкалы НДПИ на нефть, которое выражается в увеличении необлагаемой базы с 9 до 15 долл./барр.
Кроме того, В.Путин считает необходимым ввести новую систему пошлин и ставок на нефтепродукты в зависимости от их качества, по принципу, "чем выше качество нефтепродуктов, тем ниже акцизы на них". В-третьих, возможно наконец расширится география "налоговых каникул". Премьер считает, что их надо распространить на Тимано-Печорский бассейн, а также полуостров Ямал и континентальный шельф. В настоящее время особым режимом пользуются компании, которые осваивают месторождения в Восточной Сибири.
Что касается непосредственной темы совещания премьера - БТС-2, с сегодняшнего дня судьба этого проекта не вызывает сомнений. Напомним, что некоторое время назад он стал обрастать разнообразными слухами - от переноса его сроков, до нецелесообразности реализации в целом. Премьер не только заявил, что трубопроводу быть, но и определил его конечную точку, коей станет порт Усть-Луга. Напомним, изначально трубу планировалось подвести к порту Приморск, но в июне 2007г. губернатор Ленобласти Валерий Сердюков предложил проложить ответвление до Усть-Луги. И хотя уже тогда эта инициатива была поддержана В.Путиным, занимавшим пост президента, аналитики отнеслись к ней скептически. Позднее АК "Транснефть" высказалась за то, чтобы проводить БТС-2 до Усть-Луги. Сегодня премьер В.Путин поддержал трубопроводную монополию, заявив, что Усть-Луга будет конечным пунктом. Кроме того, в плане оговорены перспективы развития прилегающих к Усть-Луге территорий. "Примерно 120 млн т будет через несколько лет поставляться через Приморск", - заметил В.Путин. Данный вариант маршрута БТС-2 оптимален с точки зрения экологии. Однако Министерству природных ресурсов и экологии РФ на всякий случай дано поручение провести экспертизу этого проекта.
По утвержденному сегодня плану развития порта Усть-Луга до 2015г., объем перевалки нефти и нефтепродуктов здесь в ближайшие годы достигнет примерно 131 млн т в год. Как сообщил журналистам В.Путин, в инфраструктуру Усть-Луги и прилегающих территорий может быть вложено до 650 млрд руб. Из них около 300 млрд руб. вложит государство - на развитие железнодорожного сообщения, инфраструктуры, а также на углубление акватории; 300-350 млрд руб. - частные инвесторы (на строительство поселка городского типа в Усть-Луге и сооружение наливных терминалов). При этом В.Путин заметил, что в создании терминала по перевалке нефтепродуктов в Усть-Луге могут принять участие в качестве акционеров иностранные партнеры, что интерес уже проявляет Казахстан. Однако, говоря о проекте БТС-2 в целом, премьер отметил, что "это будет российский проект".
Проект БТС-2 предусматривает расширение действующей Балтийской трубопроводной системы. Балтийская трубопроводная система предназначена для экспорта российской нефти в северо-западном направлении на рынки Европы и США. Считается, что расширение нефтепровода позволит решить проблему транзитных стран, в том числе Белоруссии, с которой у России в начале 2007г. возник нефтяной конфликт.